Мнения

Олег Панасюк
27 марта 2025 г.
Продолжение масштабной работы по разъяснению законодательства о мобилизации
О разработке Научно-методическим советом АП Ростовской области второй части методического пособия, содержащей практические рекомендации и ответы на вопросы мобилизованных

Интервью

«Люди после трагедии чаще всего не знают, куда идти»
22 марта 2025 г.
Ирина Фаст
«Люди после трагедии чаще всего не знают, куда идти»
Федеральная палата адвокатов — о бесплатной помощи пострадавшим в «Крокусе»

Законопроект не может быть поддержан

1 ноября 2022 г. 16:52

Совет АП города Москвы изложил свою позицию по изменениям в Закон о БЮП


Предложенный Министерством юстиции РФ проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации”» (далее – проект ФЗ) не может быть поддержан, считает Совет Адвокатской палаты города Москвы. В частности, возражения вызывает предложение авторов документа сделать закрытым перечень видов оказания бесплатной юридической помощи (далее – БЮП), поскольку оно противоречит основам адвокатской профессии об обязанности адвоката оказывать юридическую помощь доверителю всеми не запрещенными законом способами. А предлагаемое в законопроекте дополнение о том, что госюрбюро могут привлекать к участию в государственной системе БЮП адвокатов, создает правовую неопределенность. Эти и другие возражения изложены в позиции Совета Адвокатской палаты города Москвы по законопроекту «О внесении изменений в Федеральный закон “О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации”».

Так, отмечает Совет АП города Москвы, остается неясным, может ли гражданин обратиться за бесплатной юридической помощью к адвокату напрямую, минуя государственное юридическое бюро. Кроме того, Совет АП города Москвы интересует, будет ли адвокат иметь право отказаться от такого привлечения со стороны госюрбюро или это будут делать принудительно и почему в случае привлечения адвоката к этой работе он не заключает с доверителем соглашение об оказании юридической помощи (что противоречит ст. 25 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»).

Если же авторы законопроекта полагают, что этой нормой вводят новый вид участия адвоката в делах по назначению, то это противоречит ст. 31 Закона об адвокатуре, замечает Совет АП города Москвы, поскольку организация распределения таких дел среди адвокатов является полномочием совета региональной адвокатской палаты, а государственное учреждение не может привлекать адвокатов к этой работе напрямую, как это указано в проекте ФЗ.

Предложение о «привлечении» адвокатов со стороны госюрбюро, уточняет Совет АП города Москвы, создает существенные сложности для работы как самих адвокатов, так и для администрирования этой деятельности адвокатскими палатами, так как вводятся дополнительные требования по учету данной деятельности и отчетности.

В позиции Совета АП города Москвы указано, что законопроект неоправданно расширяет полномочия федерального органа исполнительной власти в сфере оказания бесплатной юридической помощи населению, в том числе наделяет его правом мониторинга соблюдения лицами, оказывающими БЮП (в том числе адвокатами), норм профессиональной этики, а также предоставляет полномочия по разработке стандартов оказания юридической помощи (в том числе для адвокатов) и мониторинга их соблюдения (в том числе адвокатами).

Данная часть законопроекта, подчеркивает Совет АП города Москвы, является неприемлемой для адвокатуры, поскольку противоречит фундаментальным положениям Закона об адвокатуре – принципам независимости, корпоративности и самоуправления адвокатуры, а также нормам Кодекса профессиональной этики адвоката.

По мнению Совета АП города Москвы, законопроект не может быть поддержан еще по ряду оснований.

Во-первых, принудительное создание федеральным законом госюрбюро в каждом субъекте РФ является неконституционным. В позиции Совета АП города Москвы приводятся данные о том, что востребованность госюрбюро в режиме добровольного принятия такого решения [о создании госюрбюро] субъектами РФ составляет всего 29 процентов, что, по мнению Совета АП города Москвы, ставит под сомнение их реальную «необходимость». Вместе с тем делается попытка принудительного насаждения госюрбюро нормами федерального закона. Тогда как в соответствии со ст. 72 Конституции РФ защита прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

Во-вторых, деятельность по бесплатной юридической помощи в исполнении адвокатов для государственного бюджета обходится значительно (в разы) дешевле, чем затраты на создание и содержание системы госюрбюро.

В-третьих, в обоснование проекта ФЗ приведена явно завышенная и не соответствующая действительности оценка деятельности госюрбюро в сравнении с объемом БЮП, оказываемой адвокатами; отсутствует (не сделан) анализ эффективности работы госюрбюро по оказанию бесплатной юридической помощи населению.

В-четвертых, законопроект не удовлетворяет требованиям эффективного расходования бюджетных средств.

Поделиться