Лента новостей

22 октября 2021 г.
Состоялся запуск подсистемы на уровне двух судов
Первый модуль Комплексной информационной системы адвокатуры России начал работу в Кировской области
22 октября 2021 г.
Расширяется взаимодействие ФСАР с бизнес-омбудсменами
Заключено соглашение о сотрудничестве и взаимодействии между бизнес-омбудсменом в Алтайском крае и Федеральным союзом адвокатов России
21 октября 2021 г.
Разрешение споров в третейских судах имеет большое будущее
Президент АП Орловской области Сергей Мальфанов был избран председателем регионального Третейского суда

Мнения

Антон Лукин
20 октября 2021 г.
Заинтересованность в обмене опытом
В ходе конференции в Афинах адвокаты России и стран Евросоюза обсудили совместную работу

Интервью

Без реальной защиты нет честного и эффективного правосудия
6 сентября 2021 г.
Олег Смирнов
Без реальной защиты нет честного и эффективного правосудия
Только адвокаты способны быстро и эффективно оказывать правовую помощь в условиях чрезвычайной ситуации

Удалось выстроить эффективную систему оказания БЮП

28 сентября 2021 г. 16:27

Состоялась встреча президента АП ХМАО – Югры Валерия Анисимова с начальником Главного Управления Минюста России по Свердловской области Дмитрием Павиным


Стороны обсудили вопросы организации деятельности адвокатского сообщества в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре и Уральском федеральном округе в целом, взаимодействия адвокатуры с региональными органами юстиции, перспективы развития адвокатуры на современном этапе. Основной темой стало оказание адвокатами бесплатной юридической помощи (далее – БЮП) жителям Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Отмечалось, что консолидированными усилиями органов государственной власти ХМАО – Югры и адвокатского сообщества в регионе удалось выстроить эффективную систему оказания БЮП.

Валерий Анисимов сообщил, что организация оказания БЮП гражданам – одна из приоритетных задач АП Ханты-Мансийского автономного округа (далее – АП ХМАО – Югры). С момента принятия Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (далее – Закон о БЮП) и Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 16 декабря 2011 г. № 113-оз «О бесплатной юридической помощи в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (далее – региональный закон о БЮП) оказание такой помощи приобрело системный характер.

В среднем ежегодно более тысячи жителей Югры получают квалифицированную юридическую помощь по социально значимым вопросам. Причем оказание БЮП носит комплексный характер, включая как консультативную работу, так и судебное представительство.

Учитывая важность такой помощи для жителей региона, Дума Ханты-Мансийского автономного округа – Югры проводит ежегодный мониторинг реализации вышеуказанного законодательства. При этом на протяжении последних трех лет депутаты регионального законодательного органа отмечают высокий уровень оказания БЮП.

Выстроить эффективную систему оказания БЮП в регионе удалось благодаря консолидированным усилиям органов государственной власти ХМАО – Югры и адвокатского сообщества. С одной стороны, уполномоченным органом – Департаментом внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры принимаются необходимые нормативные и методические акты, детально регламентирующие порядок оказания такой помощи, а также предусмотрено финансирование. С другой – АП ХМАО организовала в каждом муниципальной образовании, включая труднодоступные населенные пункты, оказание БЮП адвокатами. Важным обстоятельством является наличие дисциплинарной ответственности адвокатов за некачественное оказание БЮП гражданам. Имелись случаи, когда адвокат был за это лишен статуса.

Также на встрече отмечалось, что региональным законом о БЮП значительно расширен перечень категорий граждан, имеющих право на получение такой помощи. Так, в него дополнительно включены еще 12 категорий, соответственно, еще больше жителей региона имеют возможность получить БЮП.

Пробелы законодательства о БЮП

Однако, несмотря на положительный опыт реализации законодательства о БЮП в ХМАО – Югре, существует и ряд проблем, влияющих на эффективность оказания БЮП. Так, были отмечены пробелы законодательства о БЮП. В частности, Законом о БЮП значительно сужены пределы оказания такой помощи, поскольку судебные споры ограничиваются только гражданским судопроизводством. При этом исключается судебное представительство в рамках административного судопроизводства, даже если категория гражданина, претендующего на оказание БЮП, и случай, с которым он обращается, подпадают под действие закона. Например, подготовка административного искового заявления ветерану боевых действий о признании незаконным решения о снятии с учета граждан, нуждающихся в предоставлении бесплатно земельного участка для строительства дома (предоставление мер социальной поддержки).

Данная ситуация обусловлена тем, что до 15 сентября 2015 г. обжаловать акты, решения или действия органов власти можно было в гражданском судопроизводстве, но в особом порядке – согласно гл. 24 и 25 Гражданского кодекса РФ. Теперь практически все подобные иски подпадают под действие Кодекса административного судопроизводства РФ. Однако при его принятии и введении изменения в Закон о БЮП не предусмотрели.

Кроме того, отмечалось, что Федеральным законом должно быть предоставлено право субъектам РФ самостоятельно определять дополнительные случаи оказания БЮП в разных видах судопроизводства.

Например, БЮП необходима коренным малочисленным народам Севера (далее – КМНС) при привлечении их представителей к административной ответственности за незаконную рубку лесных насаждений, незаконную охоту, рыбалку, а также незаконный оборот оружия, несмотря на предоставленные им льготы и преференции в сфере природопользования. Так, 15% представителей КМНС ежегодно привлекаются к административной ответственности, а сумма штрафов достигает 2,2–2,4 млн рублей. Причем при привлечении их к ответственности не всегда учитывается их право на традиционный образ жизни и традиционные виды деятельности, гарантированные им Федеральным законом от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации».

Стороны сошлись во мнении, что внесение соответствующих изменений в Закон о БЮП будет способствовать еще в большей степени защите прав и законных интересов граждан. Главным Управлением Министерства юстиции РФ по Свердловской области принято решение о подготовке соответствующих изменений указанного Федерального закона и направлении их в Минюст России.

На встрече также было отмечено, что адвокаты АП ХМАО – Югры активно участвуют не только в государственной системе БЮП, но и бесплатно консультируют в рамках организуемых Адвокатской палатой региона мероприятий. Ежегодно АП ХМАО – Югры проводит дни бесплатной юридической помощи, в том числе детям, а также акции «Адвокаты – гражданам», «Марафон для пенсионеров», где сотни граждан получают безвозмездные консультации по всем правовым вопросам, участвуют в просветительских мероприятиях в целях повышения правосознания и правовой культуры.

Дмитрий Павин затронул вопрос о предложении Минюста России по созданию госюрбюро в каждом регионе. По мнению президента АП ХМАО, оказание БЮП в настоящее время находится на достаточно высоком уровне. Каких-либо нареканий к участникам государственной системы БЮП нет. В более чем 50 регионах России такую помощь оказывают адвокаты. Система отлажена, имеются профессиональные кадры, служебные помещения, оргтехника. Соответственно, создание, по сути, параллельной структуры потребует серьезных финансовых затрат, что является нецелесообразным и неэффективным расходованием бюджетных средств. Более рациональным решением будет являться направление дополнительных финансовых ресурсов на расширение категорий лиц, имеющих право на получение БЮП.

В завершение встречи начальник Главного Управления Минюста России по Свердловской области высоко оценил роль адвокатов Югры в вопросах оказания БЮП льготным категориям граждан.

Пресс-служба АП ХМАО – Югры

Поделиться