Лента новостей
Вадиму Клювганту присвоено почетное звание «Заслуженный адвокат Адвокатской палаты города Москвы»
Обыск, проведенный в коллегии адвокатов, признан незаконным
Мнения
Любая помощь в режиме «единого окна»
Интервью
Процессуальное право – самое главное в юриспруденции
Совет АПВО выполняет свои функции без ссылок на пандемию
Воронежская адвокатура не прекращала работу с начала действия ограничительных мер
На сайте Агентства городских коммуникаций «Горком 36» опубликована беседа с президентом Адвокатской палаты Воронежской области (АПВО) Олегом Баулиным и советником президента АПВО Евгением Паниным. Обсуждались особенности работы профессиональных защитников в условиях карантинных мер, предпринятых на фоне угрозы коронавируса.
Отвечая на вопрос, как пандемия отразилась на работе воронежских адвокатов, Олег Баулин отметил, что все сложности, связанные с последствиями пандемии, ограничениями и запретами отразились и на состоянии адвокатуры, и на ее работе. «Не удивительно, что работы стало меньше. Мало что сохранилось в неизменных объемах, какие-то виды деятельности заметно сократились, какие-то, например, процессуальная работа по арбитражным и гражданским делам, – почти совсем сошли на нет. Тем не менее сама возможность работать у адвокатов сохранилась».
Адвокаты по-прежнему обеспечивают защиту по уголовным делам, в том числе по назначению органов следствия и судов. «Нужно понимать, что для нас это – не право, а обязанность. Примерно то же самое – в отношении всех иных видов деятельности. Пандемия на социальные процессы влияет по-разному; уголовные дела не исчезают, необходимость их расследования не устраняется. Отсюда – необходимость продолжать профессиональную работу, защищать», – пояснил президент АПВО.
Рассказывая о деятельности Совета Адвокатской палаты, он сообщил, что «Совет обязан выполнять все функции, необходимые адвокатам: обеспечивать принятие поручений, их распределение, контроль за исполнением, расчеты и т.д. И на пандемию здесь не сошлешься».
Олег Баулин коснулся также вопроса о свободном выполнении адвокатами своих обязанностей до того, как 13 апреля губернатор официально разрешил им работать. «Адвокатура не прекращала работу с момента начала действия ограничительных мер, да и не имела права это делать. Однако в первые дни было сложнее обосновывать статус адвоката, его право перемещаться по городу, области и стране. К примеру, Совету палаты пришлось выдавать справки, подтверждающие право на перемещение для исполнения профессиональных обязанностей. Указ губернатора в части, касающейся адвокатуры, многое упростил и объяснил», – заявил он.
* * *
Президент АПВО не считает, что карантинные меры отразились на правах содержащихся под стражей. По его словам, «Управление ФСИН по области старается устранить даже возможность намеков на ухудшение положения арестованных, поддерживает с нами контакты по вопросам корректировки прежних форм работы адвокатов с подзащитными, отлаживанию новых, например, в форме видео-конференц-связи…».
Евгений Панин подтвердил, что Адвокатская палата Воронежской области и Управление регионального ФСИН находятся в постоянном диалоге, чтобы в условиях сложившейся сложной эпидемиологической обстановки не допустить нарушения прав подозреваемых, обвиняемых, осужденных, содержащихся в следственных изоляторах. При этом он особо отметил участие в этом процессе Уполномоченного по правам человека в Воронежской области Татьяны Зражевской.
Евгений Панин рассказал о помощи Совета АПВО коллегам, имеющим острую необходимость в получении личного свидания с подзащитным в условиях карантина. Он подчеркнул, что необходимо не допустить нарушения прав подозреваемых, обвиняемых, осужденных, содержащихся в учреждениях УФСИН, в том числе и на свидание адвоката со своим подзащитным, и в то же время не нанести вреда здоровью подзащитных. Поэтому каждое свидание приходится согласовывать в рамках диалога между Адвокатской палатой, региональными омбудсменом и УФСИН, а также правоохранительными органами.
* * *
Олег Баулин согласился с интервьюером, что в судах работать стало сложно, а в некоторых (практически все арбитражные суды) – и вовсе невозможно по причине прекращения работы. «Сложилось впечатление, что руководство судов оказалось наименее (среди прочих государственных структур) подготовленным к работе в нестандартной ситуации», – заметил он. А суды общей юрисдикции смогли отладить рассмотрение уголовных дел и отдельных возникающих в них вопросов (например, меры пресечения) в минимально необходимом объеме.
«Думается, это не совсем правильно. Даже несмотря на то что процесс консервативен и может проходить только в формах, предписанных законом. Все публичные функции государства должны выполняться в необходимых объемах. И надо сказать, что выполняются – от регистрации недвижимости и оформления разрешений на оружие, до расследования уголовных дел. А правосудие – одна из основ любого государства – “выключаться” и оставаться в стороне не вправе», – уверен президент АПВО.
Отвечая на вопрос о том, как изменятся условия работы адвокатов после пандемии, Олег Баулин сказал, что «юридическая реальность изменится точно», ожидается своеобразный «вал» дел в судах и увеличение количества судебных споров по определенным категориям, например, банкротных дел. В то же время он ожидает гуманизации, как минимум, практики применения мер пресечения и избрания в качестве таковой заключения под стражу, а также корректировок процессуального законодательства, позволяющих урегулировать возможность дистанционного участия сторон и представителей в судебных заседаниях.
Фото: gorcom36.ru