Лента новостей
Вице-президент ФПА РФ, президент Палаты адвокатов Нижегородской области Николай Рогачёв встретился с учениками православной гимназии
Обозначили планы на будущее
Мнения
В приоритете – обеспечение юридической помощью всех, кто в ней нуждается
Интервью
Хочется верить, что интересы адвокатского сообщества будут максимально учтены
Принцип равноправия адвокатов незыблем
Совет АП Кировской области прекратил статус двум адвокатам, допустившим принятие поручений вне подсистемы КИС АР
При определении меры дисциплинарной ответственности Совет Адвокатской палаты Кировской области (далее – АПКО) учел многократность допущенных коллегами нарушений и счел это сознательным, грубейшим нарушением принципа равноправия адвокатов, неуважением к их правам. Совет АПКО посчитал, что более мягкая мера дисциплинарной ответственности не только не отвечала бы требованию справедливости такой ответственности, но и давала бы основание полагать, что адвокатское сообщество считает подобное профессиональное поведение адвоката допустимым.
Дисциплинарные производства рассматривались на очередном заседании Совета Адвокатской палаты в декабре 2022 г. Представления о возбуждении производств внесены вице-президентом АПКО по результатам проверки работы кировских адвокатов с использованием подсистемы автоматизированного распределения между адвокатами поручений на защиту по назначению Комплексной информационной системы адвокатуры России (далее – АРПН КИС АР).
В первом случае адвокат в период с 3 марта по 29 июля 2022 г. 77 раз вступал в уголовные дела по назначению органов дознания, предварительного расследования, судов в нарушение Правил АПКО по исполнению Порядка назначения адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве, утвержденного решением Совета ФПА РФ от 15 марта 2019 г. (далее – Правила). Участие адвоката в делах по назначению, минуя подсистему КИС АР, подтвердилось приложенными к Акту проверки корешками ордеров, которые были заполнены с грубыми нарушениями Порядка изготовления, хранения и выдачи ордеров адвокатам (утв. Советом ФПА РФ от 4 декабря 2017 г.). При этом было установлено, что адвокат не зарегистрирован в АРПН КИС АР, паролей для регистрации не получал, за регистрацией к оператору АПКО не обращался.
В другом случае Квалификационная комиссия АПКО установила, что адвокат за период с 9 февраля 15 июня 2022 г. участвовала в 36 уголовных делах по назначению вне подсистемы КИС АР, что также подтвердилось приложенными к Акту проверки корешками ордеров, заполненными с грубыми нарушениями Порядка изготовления, хранения и выдачи ордеров адвокатам. Во всех ордерах в графе «основание выдачи ордера» вместо индивидуального системного номера назначения по АРПН КИС АР указана ст. 51 УПК РФ, независимо от участия в суде, дознании или на предварительном следствии, без указания электронного номера ордера, что является недопустимым и еще раз свидетельствует об участии в делах по назначению в обход подсистемы автоматизированного распределения поручений.
В п. 3.5 Правил АПКО закреплен принцип централизации и информатизации, который означает централизованное назначение адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве с использованием автоматизированной информационной системы, исключающей влияние любых заинтересованных лиц на распределение поручений между адвокатами.
Согласно абз. 3 п. 9.2 Правил период внедрения автоматизированного распределения между адвокатами поручений на защиту по назначению установлен до 1 марта 2022 г. По смыслу и содержанию этого пункта в совокупности с п. 3.5 Правил следует, что требования инициаторов об обеспечении участия защитников в уголовном судопроизводстве в порядке, установленном ст. 50 и 51 УПК РФ, а также требования об обеспечении представителя в порядке, установленном ст. 50 ГПК РФ и ст. 54 КАС РФ, направленные в Палату, адвокатское образование, адвокату любым иным способом, кроме размещения требования в системе КИС АР, являются недействительными, не рассматриваются и не распределяются.
По итогам рассмотрения дисциплинарных дел Квалификационная комиссия АПКО пришла к единогласному заключению о наличии в действиях (бездействии) адвокатов нарушений норм законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре и (или) Кодекса профессиональной этики адвоката, неисполнении адвокатом решения органов адвокатской палаты. Совет АПКО согласился с заключениями Комиссии.
Определяя в соответствии с требованиями п. 4 ст. 18 КПЭА меру дисциплинарной ответственности адвокатов за совершенные дисциплинарные проступки, Совет принял во внимание их умышленный характер, тяжесть и злостность, в основе которых лежит полное игнорирование требований Закона об адвокатуре, КПЭА и решений органов адвокатского самоуправления, принятых в пределах их компетенции. Совет АПКО посчитал, что проступки причинили существенный вред интересам регионального адвокатского сообщества, поскольку своим участием в делах по назначению в обход подсистемы КИС АР адвокаты лишили неопределенный круг коллег права на участие в делах по назначению в соответствии с установленным Порядком и получение ими материального вознаграждения за участие в таких делах.
По мнению Совета АПКО, проявив пренебрежение к соблюдению принципов равноправия, законности и корпоративности, адвокаты не только нарушили подп. 4 п. 1 ст. 7 Закона об адвокатуре, КПЭА и решения органов адвокатского самоуправления, но и не избежали влияния органов дознания, предварительного следствия, суда и иных органов и лиц на распределение требований о назначении защитников между конкретными адвокатами.
Пренебрежение принципом корпоративности выразилось в том, что своим стремлением извлекать материальную выгоду из участия в делах по назначению, минуя подсистему КИС АР, адвокаты проявили нежелание руководствоваться в своей профессиональной деятельности правилами и традициями, которые приняты в адвокатском сообществе в связи с введением в действие Правил: пройти регистрацию в системе, не участвовать в делах по назначению в обход АРПН КИС АР, а вступать в дела по назначению только по заявкам, прошедшим через подсистему, при этом исполнить обязанность по регистрации в ней.
Адвокаты пренебрегли правом своих коллег на соблюдение принципа равноправия при распределении дел по назначению, поскольку главным считали максимально возможное излечение для себя материальной выгоды от участия в делах по назначению в обход АРПН КИС АР.
При определении меры дисциплинарной ответственности Совет АПКО учел многократность допущенных коллегами нарушений и счел это сознательным, грубейшим нарушением принципа равноправия адвокатов, неуважением к правам своих коллег, недобросовестным использованием статуса адвоката для извлечения доходов в ущерб другим адвокатам.
Совет АПКО пришел к выводу о несовместимости профессионального поведения адвокатов с принадлежностью к адвокатскому сообществу и о необходимости применения к ним меры дисциплинарной ответственности в виде прекращения статуса адвоката. Совет посчитал, что более мягкая мера дисциплинарной ответственности не только не отвечала бы требованию справедливости дисциплинарной ответственности, но и давала бы основание полагать, что адвокатское сообщество считает подобное профессиональное поведение адвоката допустимым.
Пресс-служба АП Кировской области