Мнения

Тимофей Жирнов
22 апреля 2024 г.
Основная цель – сделать квалифицированную юридическую помощь доступной каждому нуждающемуся в ней гражданину
Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи в МФЦ, Брянском филиале Фонда «Защитники Отечества» и Негосударственном центре бесплатной юридической помощи при АП Брянской области

Интервью

Адвокатура – это своего рода семья
12 апреля 2024 г.
Александр Илькун
Адвокатура – это своего рода семья
Роль женщин в адвокатуре сложно переоценить

Переход адвокатов на УСН обсуждается

28 апреля 2021 г. 17:38

АП Санкт-Петербурга вынесла на обсуждение законопроект о возможности перехода адвокатов на УСН


Комиссия АП Санкт-Петербурга по продвижению законодательных инициатив в сфере социальных и профессиональных прав адвокатов представила для ознакомления и обсуждения поправки в Налоговый кодекс РФ о делегировании адвокатам права использовать упрощенную систему налогообложения. Палата предлагает всем желающим присылать свои замечания, предложения и дополнения к документу до 5 мая. Представленные поправки в Налоговый кодекс предусматривают заявительный характер перехода адвокатов на УСН и возможность применения такого специального налогового режима с момента получения статуса адвоката.

По сообщению «АГ», одна из разработчиков проекта указала на острую необходимость изменения порядка текущего налогообложения доходов адвокатов. В ФПА РФ полагают, что вопрос возможности использования адвокатами специальных налоговых режимов не прост и нуждается в обсуждении адвокатским сообществом. По мнению одной из адвокатов, сама идея поправок хорошая, но они потребуют значительных технических доработок. Другая критически отнеслась к проекту, назвав неубедительным обоснование изменений в налоговое законодательство.

Содержание поправок

Проект предусматривает заявительный характер перехода адвокатов на УСН.

В пояснительной записке отмечается, что текущая система налогообложения устанавливает неравное налоговое бремя для различных категорий граждан в отношении доходов от адвокатской деятельности и оказания юридических услуг, что нарушает базовые принципы налогообложения – равенства и справедливости. Так, налоговая ставка доходов от адвокатской деятельности составляет 13% (по достижении величины 5 млн руб. – 15%), а налогообложение доходов ИП от деятельности по оказанию юруслуг в рамках УСН составляет всего 6%. При этом адвокаты и ИП уплачивают страховые взносы в социальные фонды в равном размере (п. 2 ч. 1 ст. 419 НК РФ).

В связи с этим авторы поправок выступают за возможность перехода адвокатов на УСН. «Данный вид налогообложения позволит определять доходы адвокатов как доходы, полученные исключительно от осуществления профессиональной адвокатской деятельности. Кроме того, предлагаемые изменения позволят более четко квалифицировать лиц, имеющих статус адвоката, как участников налоговых правоотношений. Фактически вводится новый конкретный вид налогоплательщика – лицо, обладающее статусом адвоката. Данные изменения позволят налоговым органам более четко администрировать все действия, связанные с налоговой отчетностью и налогообложением данной категории граждан», – отмечено в пояснительной записке к проекту закона.

Так, согласно предлагаемым изменениям в п. 1 ст. 346.13 НК РФ адвокат, желающий перейти на данный спецрежим со следующего календарного года, обязан уведомить об этом налоговый орган по месту своего жительства или регистрации не позднее 31 декабря текущего года. Объектом налогообложения выступят доходы, полученные от адвокатской деятельности, либо доходы, полученные от такой деятельности, уменьшенные на величину соответствующих расходов.

Также поправки предусматривают возможность применения УСН адвокатом с момента получения профессионального статуса. Адвокаты, не пожелавшие перейти на УСН, останутся на общей системе налогообложения.

Острая необходимость изменений для адвокатов

По сообщению «АГ», адвокат, член Комиссии по продвижению законодательных инициатив в сфере социальных и профессиональных прав адвокатов АП Санкт-Петербурга Ольга Владимирова, участвовавшая в подготовке документа, сообщила, что разработчики законопроекта и практикующие адвокаты чрезвычайно остро ощущают необходимость изменения порядка налогообложения доходов адвокатов, полученных от осуществления адвокатской деятельности. «Сегодня бремя налоговой нагрузки, возложенное на адвокатов – юристов, имеющих особый статус, призванных квалифицированно защищать в том числе права налогоплательщиков, – значительно превышает налоговую нагрузку большого количества юристов, не имеющих статуса адвоката, не всегда высокопрофессиональных, но применяющих упрощенную систему налогообложения», – отметила она.

По словам Ольги Владимировой, речь идет не только о восстановлении социальной справедливости. «Мы провели тщательный анализ, небольшой социологический опрос и сделали однозначный вывод о том, что с введением возможности применения для адвокатов упрощенной системы налогообложения наполняемость бюджета в части налоговых поступлений от адвокатов возрастет. Упростится порядок заполнения налоговых деклараций; для адвокатов, избравших упрощенную систему налогообложения доходов, бюрократические процедуры ведения отчетности будут минимизированы. Законопроект подготовлен таким образом, что для его принятия и внедрения необходимо самое незначительное изменение подзаконных актов. Таким образом, принятием предлагаемого законопроекта будет не только декларирована свобода выбора каждого адвоката, но и устранен дисбаланс, присутствующий сейчас в применении базовых принципов равенства и справедливости», – убеждена она.

Реакция Федеральной палаты адвокатов

Член Совета Федеральной палаты адвокатов РФ, президент АП Воронежской области Олег Баулин в комментарии «АГ» отметил, что вопрос о возможности использования адвокатами специальных налоговых режимов, в том числе упрощенной системы налогообложения, не первый раз обсуждается в адвокатском сообществе.

«Сама по себе идея снижения налоговой нагрузки заслуживает всяческого одобрения, тем более что имеет под собой серьезные основания, заключающиеся в особом характере профессиональной адвокатской деятельности, фактической обязанности, в отличие от субъектов предпринимательства, нести определенный стандартный “набор” расходов. Однако продолжительность обсуждения вопроса в адвокатском сообществе говорит о том, что вопрос далеко не простой. Шестипроцентная ставка – это, безусловно, замечательно, потому что она меньше наших 13% по НДФЛ. При этом должно быть точное понимание, что объектом налогообложения являются доходы. Понятие неотработанного гонорара, который может находиться на счетах адвокатского образования сколь угодно долго до завершения оказания юридической помощи, в рамках УСН не имеет смысла», – полагает он.

По словам Олега Баулина, не случайно при выборе объектом доходов, уменьшенных на величину расходов, налоговая ставка вырастает до 15%. «Это не удивительно, поскольку УСН предполагает замещение группы налогов, применительно же к адвокатам по предлагаемому законопроекту – только НДФЛ. Сама по себе расходная составляющая занимает в деятельности адвоката значительное место, поскольку включает не только взносы в ФПА и региональные палаты, но и расходы (взносы) на содержание адвокатского образования, а также индивидуальные профессиональные расходы. Последние две составляющие могут быть, в зависимости от отношения адвокатов к оформлению своей профессиональной деятельности (требуется либо нет помещение, транспорт и т.д.), очень заметны. В любом случае здесь экономические параметры, которые следовало бы учесть и посчитать и в рамках отдельных регионов, и в рамках всей адвокатуры», – подчеркнул член Совета ФПА.

Он добавил, что режим УСН предполагает только индивидуальные формы работы, по сути, только адвокатские кабинеты. «Конечно, можно представить членство адвоката, перешедшего на УСН, в коллегии либо бюро, однако это будет умозрительная конструкция – при УСН налог уплачивается самостоятельно, наличие налогового агента и уплата налогов за адвоката не предполагаются, так же как не предполагается и учет профессиональных расходов. Если же вопрос авторами проекта видится иначе – он должен быть обоснован и отражен в проекте», – пояснил Олег Баулин.

Член Совета ФПА также заметил, что проблему налогов и обязательных платежей сложно решать по частям, она требует комплексного подхода. «В частности, проблему, на мой взгляд, неправильно обсуждать в отрыве от вопроса о страховых взносах, уплачиваемых адвокатами. Кстати, именно необходимость ежегодно уплачивать разовые, значительные по размеру страховые платежи является одной из основных причин уменьшения численности адвокатов, “вымывания” адвокатов, в особенности пенсионного возраста, из сельских районов, и уменьшения таким образом возможностей для оказания юридической помощи. Авторы проекта обоснованно исходят из добровольности выбора адвокатом режима УСН и его вариантов. Однако, представляется, само по себе право выбора режима налогообложения не снимает иных связанных вопросов, которые заслуживают и внимания, и обсуждения в адвокатском сообществе», – заключил Олег Баулин.  

Подробная информация опубликована на сайте «АГ».

Зинаида Павлова

Поделиться