Лента новостей

27 мая 2022 г.
Юбилейные торжества и новая «цифровая вершина»
Состоялась ежегодная конференция адвокатов Самарской области, приуроченная к празднованию 100-летия самарской адвокатуры и 20-летия палаты
27 мая 2022 г.
Дискуссия с адвокатами была интересной и исключительно полезной
26 мая костромские адвокаты приняли участие в круглом столе в рамках Костромского экономического форума
26 мая 2022 г.
К подсистеме подключены все районы
В Республике Мордовия внедрена в эксплуатацию подсистема АРПН КИС АР

Мнения

Акиф Бейбутов
27 мая 2022 г.
БЮП по закону и Положению о помощи pro bono
Адвокаты Республики Дагестан осуществляют большой объем работы по оказанию бесплатной юридической помощи населению и предпринимателям

Интервью

Минувшие 20 лет были золотым веком российской адвокатуры
20 мая 2022 г.
Юрий Пилипенко
Минувшие 20 лет были золотым веком российской адвокатуры
Благодаря Закону об адвокатской деятельности соблюден баланс между интересами адвокатуры и общефедеральными ценностями

Мораторий на ограничение смертной казни в России не завязан на Европейской Конвенции

6 апреля 2022 г. 15:16

Вице-президент ФПА РФ, президент АП ВО Олег Баулин прокомментировал потерю доступа россиян к ЕСПЧ в связи с выходом России из Совета Европы


«Россия перестает быть стороной Европейской конвенции о защите прав человека с 16 сентября 2022 г.», – заявил Европейский Суд по правам человека (далее – ЕСПЧ, Суд). Выход из Совета Европы (далее – СЕ) означает и то, что россияне не смогут обращаться в ЕСПЧ. Как это на них отразится, если, согласно статистическому отчету, опубликованному на сайте суда, Россия входит в список стран-лидеров по количеству жалоб, поданных в Суд? На этот и другие вопросы в студии программы «Вечер вместе» на телеканале «ТV-Губерния» ответил вице-президент ФПА РФ, президент АП Воронежской области Олег Баулин. Основные моменты интервью размещены на сайте АП Воронежской области.

В частности, Олег Баулин пояснил, что выход из СЕ и ЕСПЧ – это ряд юридических процедур, и напомнил, что в Конституции РФ теперь содержатся нормы о приоритете нашего внутреннего законодательства перед международными договорами в случае, если они противоречат самой Конституции. Европейский Суд по правам человека не являлся какой-либо высшей судебной инстанцией – он проверял соблюдение Конвенции о защите прав человека и основных свобод, не более того.

Что касается числа обращений, поданных в ЕСПЧ, Россия не всегда выступала лидером по количеству жалоб в Суд: были периоды, когда в лидерах по их числу являлась Украина. Есть масса решений по России и выплата многочисленных компенсаций в кризисном 2008 г., а в итоге – чуть ли не четверть всех удовлетворенных ЕСПЧ жалоб поступили из России.

Олег Баулин отметил, что у адвокатского сообщества какого-либо напряжения в связи с выходом из СЕ нет. Однако влияние ЕСПЧ было довольно полезным, что нашло отражение в последующем и в постановлениях Конституционного Суда РФ, который, например, проверял законность правоприменительной практики в конкретных делах, и в обзорах судебной практики Верховного Суда РФ.

Но были и другие вопросы: например, периодически появляющаяся политизированность ЕСПЧ, которая выражалась именно в отношении России (дела «ЮКОСа», Димы Яковлева и др.). Глава АП Воронежской области напомнил также, что события 2 мая 2014 г. в Одессе заинтересовали ЕСПЧ только в феврале 2022 г. Таким образом, налицо дисбаланс: с одной стороны – очевидная полезность разъяснений ЕСПЧ, с другой – его позиция по отдельным вопросам в отношении России. Этот дисбаланс, скорее всего и сработал в сторону выхода из СЕ, позволив указать – политически направлять Россию не надо: у нас есть суверенитет.

Комментируя все чаще звучащее мнение о том, что выход из Совета Европы означает автоматическое возвращение смертной казни, Олег Баулин подробно остановился на самой важности вопроса – нужна ли смертная казнь вообще. Этот вопрос, по мнению президента АП ВО, имеет нравственные, философские, даже религиозные корни. Если переводить его в формально юридический аспект, то следует отметить: в 1996 г. Россия стала членом Совета Европы. Примерно тогда же состоялся Указ Президента РФ, ставший первым основанием для моратория на применение смертной казни в России (потому что есть ст. 59 УК РФ, которая предусматривает возможность назначения именно такого наказания. В этой статье указано, что «смертная казнь как исключительная мера наказания может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь» и что «смертная казнь не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестидесятипятилетнего возраста».

Таким образом, есть мораторий, есть постановление КС РФ от 1999 г., запрещающее возможность применения смертной казни до начала деятельности судов присяжных (в 1999 г. Конституционный Суд РФ признал неконституционной возможность вынесения смертных приговоров в отсутствие судов присяжных во всех регионах страны, а судов присяжных тогда не было в Чечне). В 2009 г. КС РФ признал невозможность назначения смертной казни даже после введения суда присяжных в Чечне. Следовательно, на Европейской Конвенции мораторий на ограничение смертной казни в России не завязан, а 6-й протокол к этой Конвенции, который как раз запрещает применение смертной казни, у нас не ратифицирован, что означает отсутствие такого обязательства перед Советом Европы, но не означает автоматического применения смертной казни с 16 сентября 2022 г.

Поделиться