Лента новостей
Москва – Курск
Предстоит работа в обновленном составе
КЭС приняла в работу новые запросы
Мнения
Задача – заложить основы высокоморального поведения в обществе
Интервью
Закон исключает вмешательство в профессиональную деятельность адвоката
Защита прав граждан на евразийском пространстве
24 октября в Совете Федерации прошел круглый стол «Развитие института адвокатуры и защита прав граждан в условиях евразийской интеграции»
Развитие законодательной базы, регулирующей вопросы оказания квалифицированной юридической помощи, и дальнейшее совершенствование института адвокатуры в условиях евразийского пространства обсуждались 24 октября на круглом столе в Совете Федерации ФС РФ. Член Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Башкин, выступивший модератором дискуссии, обозначил ее главную тему как статус юристов и адвокатов на территориях государств – участников Евразийского экономического союза и Таможенного союза.
Интеграционные процессы, отметил модератор круглого стола, демонстрируют необходимость согласованной работы различных национальных и наднациональных институтов для выработки действенных механизмов защиты прав и свобод личности. И между государствами, участвующими в этих процессах, и их общественными институтами устанавливается все более тесное сотрудничество, развиваются дружественные и доверительные отношения.
Президент Федеральной палаты адвокатов РФ Юрий Пилипенко, выступавший первым, поблагодарил Совет Федерации, который регулярно проводит мероприятия, где обсуждаются вопросы адвокатской деятельности и адвокатуры, непосредственным образом связанные с проблемами защиты прав граждан, в том числе темы, общие для многих стран СНГ.
Именно в силу этой общности адвокатуры разных государств стремятся к объединению в решении стоящих перед ними задач, сказал президент ФПА РФ, напомнив о подписанной в мае 2016 г. главами адвокатских сообществ восьми стран Хартии основополагающих принципов адвокатской деятельности. К Хартии хотят присоединиться адвокатуры других государств, в том числе Молдовы, Монголии, Турции. Кроме того, подготовлен проект модельного закона об адвокатуре (к его разработке была привлечена ФПА РФ), который страны СНГ смогут использовать для развития национального законодательства.
О роли адвокатуры в защите прав граждан говорил первый заместитель председателя Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Алексей Александров. Он поставил ряд проблем, связанных с обеспечением гарантий защиты прав человека в уголовном процессе. Именно адвокаты, «которые лучше всех знают о нарушениях, имеющих место в уголовном процессе», могут, по мнению сенатора, «нарисовать объективную картину» и тем самым помочь улучшить действующее законодательство. Кроме того, Алексей Александров предложил серьезно отнестись к вопросам приема в адвокатуру и укрепления статуса адвоката: он «должен руководствоваться высокими нравственными принципами, иметь хорошее образование и высокую репутацию».
О том, что законы следует улучшать, высказывались многие участники круглого стола. Однако далеко не все законодательные инициативы, вносимые в парламент, способствуют изменениям к лучшему. О законопроектах, авторы которых не просчитывают всех возможных последствий их принятия и не советуются с экспертным сообществом, упомянул председатель Республиканской коллегии адвокатов Республики Казахстан Ануар Тугел.
Он провел параллели между Российской Федерацией и Республикой Казахстан, где законопроекты, напрямую касающиеся адвокатуры, были внесены внезапно, без широкого обсуждения и экспертиз. При этом оба направлены на создание «параллельной адвокатуры», что, по мнению спикера, «способно привести к разрушению института адвокатуры, а юридическую помощь превратить в предпринимательскую деятельность». Впрочем, в Казахстане законопроект, разработанный Минюстом и подвергшийся жесткой критике со стороны адвокатов, еще не внесен в Правительство, тогда как в России предложения, которые, как считает Ануар Тугел, могут заметно осложнить ситуацию, уже находятся в Государственной Думе ФС РФ.
Речь идет о законопроекте «Об осуществлении представительства сторон в судах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты», который 27 сентября внес в Государственную Думу ФС РФ председатель Комитета ГД ФС РФ по государственному строительству и законодательству, на тот момент председатель Ассоциации юристов России Павел Крашенинников. Законопроект предполагает допуск к судебному представительству российских и иностранных граждан с высшим юридическим образованием, полученным по имеющей российскую государственную аккредитацию образовательной программе, либо с присвоенной в Российской Федерации ученой степенью по юридической специальности; российских организаций, а также иностранных организаций при условии их аккредитации при общественной организации граждан, имеющих высшее юридическое образование; иностранных граждан, получивших юридическое образование за рубежом, при условии сдачи ими экзамена в общественной организации граждан, имеющих высшее юридическое образование (при этом в официальном пресс-релизе Ассоциации юристов России подчеркивается, что именно АЮР «будет осуществлять допуск к профессии юристов»).
Этот законопроект критиковали многие, в том числе президент АП Ханты-Мансийского автономного округа Валерий Анисимов, президент АП Астраханской области Валентина Малиновская, президент АП Кировской области Марина Копырина. (Как стало известно по окончании круглого стола, на заседании Президиума АЮР Павел Крашенинников сообщил, что спорное положение внесенного им в Государственную Думу законопроекта, касающееся аттестации иностранных юристов, будет исключено ко второму чтению. – Прим. ред.)
Заместитель директора Департамента по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой Минюста России Инга Залуцкая привела статистику, согласно которой в реестре иностранных адвокатов, имеющих право оказывать юридическую помощь на территории РФ, числятся всего 142 человека. Притом что процедура, которую должны пройти соискатели такого статуса, безвозмездна и довольно проста, а получаемое свидетельство – бессрочно, иностранцы, получившие путем регистрации в реестре Минюста возможность представлять в суде интересы доверителей по праву своего государства, довольно редко практикуют в России. Этот вывод можно сделать по мизерному числу запросов по подтверждению статуса – их всего 19.
В ряде выступлений говорилось о необходимости принять Концепцию регулирования рынка профессиональной юридической помощи, подготовка проекта которой продолжается уже в течение нескольких лет (вечером 24 октября на официальном сайте Минюста России опубликован проект этого документа. – Прим. ред.), а также Модельный закон об адвокатуре для стран СНГ. Введение в действие этих документов могло бы стать преградой на пути законопроектов, которые неприемлемы для адвокатского сообщества. Однако, если не будут учтены замечания, высказанные Экспертным советом при постоянной комиссии по правовым вопросам МПА СНГ, принятие Модельного закона Межпарламентской ассамблеей государств – участников Содружества Независимых Государств (МПА СНГ) может быть отложено. Об этом заявил член Экспертного совета, профессор юридического факультета СПбГУ Антон Рудоквас.
Участники круглого стола затронули также другие проблемы, связанные с оказанием квалифицированной юридической помощи. Так, президент АП Республики Дагестан Акиф Бейбутов поднял вопрос о необходимости укрепления статуса адвоката и создания единого правового поля путем принятия всего лучшего, что есть в евразийских странах. Партнер адвокатского бюро «Забейда и партнеры» Дарья Константинова привела негативные примеры из практики, сетуя на то, что в России, вопреки решениям ЕСПЧ, иностранных граждан могут лишить свободы без суда, по решению прокурора, причем не ограниченному четкими сроками.
И. о. начальника Управления защиты политических прав аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ Любовь Филипп осветила вопросы сотрудничества омбудсмена с адвокатскими палатами, а председатель Совета Коллегии адвокатов МО «Линников и партнеры» Александр Линников рассказал об унизительной жеребьевке, которую вынуждены проводить адвокаты для того, чтобы попасть к доверителям в следственный изолятор «Лефортово», поскольку количество посещений там жестко ограничено (19 октября председатель Комиссии Совета АП г. Москвы по защите прав адвокатов Роберт Зиновьев направил заместителю министра юстиции РФ Вадиму Фёдорову письмо, в котором просил принять безотлагательные меры по обеспечению нормальных условий для работы адвокатов с их доверителями, содержащимися в московском СИЗО-2 «Лефортово». – Прим. ред.).
Очень интересным было выступление члена Совета Палаты адвокатов Республики Армения Симона Бабаяна, рассказавшего о том, что в Конституции Армении закреплена норма, согласно которой юридическую помощь оказывают адвокаты, государство гарантирует оказание такой помощи, а адвокатура действует на принципах независимости, самоуправления и равноправия. В этом смысле Армения могла бы послужить ориентиром, хотя юристы и понимают, что конституционные нормы также могут игнорироваться. И все же в вопросах интеграции необходимо опираться именно на такие примеры.
Завершился круглый стол выступлением советника ФПА РФ и члена Комиссии ФПА РФ по этике и стандартам Вахтанга Фёдорова, которое было посвящено Хартии основополагающих принципов адвокатской деятельности. Он отметил, что «мы находимся в процессе интеграции. Процесс этот глобальный, многокомпонентный, происходит по разным направлениям с участием разных субъектов этих интеграционных процессов. И, безусловно, основным стимулом любого интеграционного процесса являются органы государственной власти. Но при этом нельзя забывать и о тех интеграционных процессах, которые происходят между общественными институтами».«Конечно, для нас было очень важно появление такого документа, как Хартия основополагающих принципов адвокатской деятельности. Адвокатура – институт гражданского общества. И никто кроме нас самих не может нас подвигнуть к объединению и интеграции. Государство, регулятор в лице Министерства юстиции, например, безусловно, может создавать ряд условий для создания механизмов определенного взаимодействия, но подтолкнуть нас к интеграции они не могут. Только мы сами можем запустить этот процесс объединения. И мы это сделали», – отметил Вахтанг Фёдоров. По его словам, это очень позитивное явление. «Как и все юристы, мы привыкли действовать в рамках неких норм и положений. Хартия помогает нам сегодня на уровне институционального общения как взаимодействовать по сложной проблематике, так и делиться опытом, больше акцентировать внимание на тех вопросах, которые действительно важны».