Лента новостей

20 сентября 2024 г.
Суд учел основной довод защиты
Адвокаты добились в ВС отмены приговора и прекращения дела о растрате в связи с малозначительностью
20 сентября 2024 г.
«Размеры оплаты БЮП должны быть определены на федеральном уровне»
В Думу внесен законопроект о наделении многодетных семей правом на БЮП

Мнения

Ольга Ружникова
20 сентября 2024 г.
Школа молодого адвоката вновь распахнула двери для учащихся
О деятельности Школы молодого адвоката Адвокатской палаты Кировской области

Интервью

Как правильно построить защиту
20 сентября 2024 г.
Сергей Колосовский
Как правильно построить защиту
Порядочность, бойцовский характер, идеальное знание своей отрасли права – главные для адвоката качества

Законы правят в соответствии президентским указом

31 июля 2018 г. 15:31

В Узбекистане продолжается процесс реформирования института адвокатуры


Опубликован проект изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «Об адвокатуре», разработанный Консультативно-методическим советом при Палате адвокатов Республики Узбекистан (далее – Палата адвокатов).

Необходимость внесения поправок в ряд законов возникла после выхода Указа Президента Республики Узбекистан от 12 мая 2018 г. № УП-5441 «О мерах по коренному повышению эффективности института адвокатуры и расширению независимости адвокатов».

Как сообщили в Палате адвокатов, данным Указом Президента Республики Узбекистан предусмотрено, что с 1 июля 2018 г. адвокат имеет право принимать меры по досудебному урегулированию споров, примирению сторон, а также выступать в качестве третейского судьи, за исключением случаев, когда адвокат является представителем одной из сторон.

«Палатой адвокатов подготовлен проект изменений и дополнений в Закон “Об адвокатуре”, предусматривающий право адвоката заниматься оплачиваемой работой, в том числе в качестве третейского судьи и медиатора, так как согласно действующему Закону “Об адвокатуре” такая деятельность адвокатам запрещается. Более того, подготовлен проект дополнений в Закон “О третейских судах”, определяющий, что выступать в качестве третейского судьи имеют право и адвокаты. Указанные проекты рассматриваются Парламентом и вскоре должны быть приняты», – говорится в письме с ответом на запрос пресс-службы ФПА РФ.

В таблице поправок, предложенных ко второму чтению законопроекта о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием института адвокатуры, содержатся также другие важные предложения.

Так, например, предлагается учесть, что в соответствии с Указом адвокату может быть присвоена лицензия на право занятия адвокатской деятельностью по выбранной специализации или специализациям. Для получения лицензии по выбранной специализации лицо, претендующее на приобретение статуса адвоката, должно иметь юридическую специальность и проработать в качестве помощника адвоката не менее шести месяцев, а также пройти стажировку в адвокатском формировании сроком не менее трех месяцев. Эти требования не распространяются на работников юридической службы государственных органов и организаций, а также лиц, проработавших в должности судьи, следователя или прокурора не менее трех лет.

Если в действующем законе сказано, что адвокат не вправе заниматься другими видами оплачиваемой деятельности, кроме научной, педагогической, а также деятельностью в Палате адвокатов и ее территориальных управлениях, то теперь предлагается включить в этот список также творческую деятельность, деятельность в качестве третейского судьи (за исключением случаев, когда адвокат является представителем одной из сторон), патентного поверенного, медиатора.

Более того, адвокату хотят разрешить быть владельцем ценных бумаг, долей в уставных капиталах коммерческих организаций, выступать участником (членом) некоммерческих организаций и участвовать в деятельности органов управления таких организаций, не основанных на трудовых отношениях, а также беспрепятственно реализовывать гражданскую правоспособность, предусмотренную законодательством.

В указанной таблице поправок отсутствует подвергшийся критике пункт, согласно которому адвокату предлагалось также осуществлять деятельность на договорно-правовой основе в качестве работника юридической службы государственного органа или иной организации. Такое совместительство эксперты посчитали невозможным, так как оно могло поставить под угрозу независимость осуществления адвокатской практики. По информации, поступившей из Палаты адвокатов в пресс-службу ФПА РФ, в парламенте эту поправку могут принять, поскольку на ней настаивает исполнительная власть.

Поправки Палаты адвокатов предусматривают для адвокатских формирований возможность открывать свои филиалы в иностранных государствах и таким образом оказывать юридическую помощь за пределами Узбекистана на постоянной основе. Это противоречит общепризнанным нормам международного права и положению, при котором в Узбекистане открываются филиалы зарубежных юридических фирм.

Предлагается исключить из закона статью о юридических консультациях, так как подобная форма адвокатского формирования видится «атавистичной» и практически уже не используется в стране, а также требование о том, что в коллегии адвокатов должно быть не менее 10 членов, поскольку это препятствует развитию адвокатских фирм. А адвокатское бюро сможет располагаться в жилых помещениях, принадлежащих адвокату на праве собственности или на другом законном основании.

Поправками уточняются права адвоката и виды адвокатской деятельности, вводится новая статья «Адвокатский запрос», который «должен исполняться в срок не более пятнадцати дней с момента получения запроса, за исключением сведений, содержащих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну». Статья об обязанностях адвоката дополняется двумя важными пунктами:

1. «Адвокат не несет обязанности по установлению подлинности документов, материалов или сведений предоставленных ему доверителем (подзащитным) или лицом, действующим в его интересах, в том числе от других лиц, предоставивших ему документы, материалы или сведения в установленном порядке, а также полученные в ходе опроса граждан»;

2. «Негласное сотрудничество адвоката с органами, осуществляющими оперативно-розыскную или следственную деятельность, запрещается».

Уточняются и статьи о гарантиях адвокатской деятельности, в частности, запрещается «какое бы то ни было косвенное или прямое вмешательство в профессиональную деятельность адвокатов в какой бы то ни было форме», а также требование от них сообщений каких-либо сведений, полученных при исполнении профессиональных обязанностей.

Наконец, изменяется действующая редакция статьи 12.3, предусматривающая избрание и досрочный отзыв председателя Палаты адвокатов по представлению Министерства юстиции Республики Узбекистан. В новой редакции прописано, что осуществлять выборы и отзыв председателя Конференция Палаты адвокатов будет самостоятельно в соответствии с Уставом Палаты адвокатов. Эта поправка со ссылкой на опыт стран СНГ необходима, как считают разработчики, для придания органу самоуправления адвокатов – Палате адвокатов статуса действительно независимого института гражданского общества.

Важные изменения предполагается внести и в Закон Республики Узбекистан «О гарантиях адвокатской деятельности и социальной защите адвокатов». В частности, планируется установить, что полномочия адвоката на ведение конкретного дела удостоверяются предъявлением удостоверения и ордера, а с момента вступления в дело и на любой стадии он получает право знакомиться со всеми материалами дела, а также выписывать, снимать копии с использованием технических средств за свой счет.

Кроме того, предложено существенно изменить статью «Неприкосновенность адвоката». Если в настоящее время проникновение в жилище или служебное помещение адвоката, в личный или используемый им транспорт, производство там досмотра, обыска или выемки, прослушивание его переговоров, ведущихся с телефонов и других переговорных устройств, личный досмотр и обыск адвоката, а равно осмотр или выемка его почтово-телеграфных отправлений, принадлежащих ему вещей и документов, привод, задержание адвоката могут производиться с санкции Генерального прокурора, областных и приравненных к ним прокуроров, то отныне подобные действия должны производиться «по определению суда, с точным указанием предмета, документа или сведений, подлежащих изъятию при проникновении в жилище или служебное помещение адвоката, в личный или используемый им транспорт, производстве там досмотра, обыска или выемки».

При этом, ссылаясь на российский опыт, авторы поправок предлагают осуществлять такие действия «с обязательным участием представителя территориального управления Палаты адвокатов» и по перечню, содержащемуся в определении суда, то есть вещи, предметы и документы, не вошедшие в перечень, осмотру и изъятию не подлежат.

Поделиться