Лента новостей
Удалось найти много отправных точек для дальнейшей работы над реформой
Защита информационно-правового пространства личности как цель уголовного законодательства
Мораль – это некий образец, ориентир на пути совершенствования уголовного закона
Мнения
У нас есть искреннее желание участвовать в жизни адвокатуры и приносить пользу обществу
Интервью
Подавать пример другим
«Законопроект является полезным»
Предложено закрепить порядок предоставления свиданий заключенным в СИЗО с родственниками
Согласно законопроекту, вопрос о предоставлении таких свиданий будет решаться через ходатайства, отказ в удовлетворении которых возможен только при наличии обстоятельств, связанных с необходимостью обеспечения прав и свобод других лиц, а также интересов уголовного судопроизводства. Как полагают в ФПА РФ, задача стороны защиты в такой ситуации будет заключаться в том, чтобы потребовать у должностного лица вынесения мотивированного и обоснованного постановления с раскрытием конкретных обстоятельств, в силу которых свидание может причинить определенный вред, и чтобы контрольно-надзорные органы смогли оценить достоверность таких выводов в случае обжалования.
Как сообщает «АГ», 28 января в Госдуму был внесен законопроект № 827872-8, направленный на установление порядка принятия решения о предоставлении свиданий подозреваемым и обвиняемых, с их родственниками и иными лицами в СИЗО.
В пояснительной записке отмечается, что право на встречи с родственниками и иными лицами закреплено в п. 5 ч. 1 ст. 17 и ст. 18 Закона о содержании под стражей, в соответствии с которыми подозреваемому и обвиняемому на основании письменного разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, может быть предоставлено не более двух свиданий в месяц с родственниками и иными лицами продолжительностью до трех часов каждое. Вместе с тем порядок принятия решения о предоставлении свиданий законом не определен, не предусмотрены основания для предоставления свиданий, что на практике приводит к многочисленным жалобам. При этом по-разному на практике решается вопрос о процедуре рассмотрения таких жалоб – в порядке уголовно-процессуального либо административного судопроизводства, что в конечном счете влияет на сроки рассмотрения ходатайств о предоставлении свидания и ставит лиц, содержащихся под стражей, в неравное положение.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда, разрешительный порядок решения вопроса о предоставлении свиданий с родственниками не может быть произвольным, он не может быть истолкован как дающий правоприменителю возможность отказа без достаточно веских оснований, связанных с необходимостью обеспечения прав и свобод других лиц, а также интересов правосудия по уголовным делам. Такого рода отказы, как и отказы в удовлетворении любых других ходатайств участников уголовного судопроизводства, должны оформляться в виде мотивированного постановления и могут быть обжалованы прокурору или в суд общей юрисдикции, которые с учетом всех фактических обстоятельств дела оценивают, насколько обоснованно в каждом конкретном случае обвиняемому или подозреваемому отказывается в свидании с близкими родственниками и иными лицами (определения от 1 июля 1998 г. № 159-О/1998, от 7 февраля 2013 г. № 133-О/2013, от 29 сентября 2015 г. № 1986-О/2015, от 24 октября 2019 г. № 2714-О/2019, от 20 июля 2023 г. № 1826-О/2023 и др.).
В связи с этим предложены изменения в ст. 18 Закона о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Предлагается в ч. 4 данной статьи установить, что подозреваемый, обвиняемый, его родственники и иные лица могут подать письменное ходатайство о предоставлении свидания, которое будет рассматриваться лицом или органом, в производстве которых находится уголовное дело, в порядке, предусмотренном разделом V УПК РФ. Отказ в удовлетворении ходатайства возможен при наличии обстоятельств, связанных с необходимостью обеспечения прав и свобод других лиц, а также интересов уголовного судопроизводства.
Кроме того, предлагается дополнить ст. 18 Закона о содержании под стражей ч. 6, согласно которой если иное не предусмотрено международным договором РФ, консульские должностные лица вправе иметь свидания с подозреваемым, обвиняемым, являющимся гражданином иностранного государства, в соответствии с общими требованиями, установленными законом для свиданий с родственниками и иными лицами. При этом при наличии технической возможности такие свидания могут проводиться с использованием видео-конференц-связи.
В пояснительной записке подчеркивается, что наличие законодательно закрепленного механизма предоставления подозреваемому, обвиняемому свиданий с родственниками и иными лицами позволит исключить факты их неоправданного отказа и затягивания рассмотрения данного вопроса.
Советник ФПА РФ Нвер Гаспарян отметил, что законопроект является полезным, поскольку уточняет процедуру получения свиданий для подозреваемых, обвиняемых и их родственников, содержит попытку разрешить хроническую проблему свиданий в ходе предварительного расследования. «Теперь следователь будет обязан выносить постановление об удовлетворении ходатайства о свидании либо об отказе в удовлетворении. Последнее решение заинтересованные лица смогут обжаловать начальнику следственного органа, прокурору или в суд. Смущает лишь то, что при желании отказать в свидании следователь напишет в постановлении “свидание нарушает права и свободы иных лиц и интересы уголовного судопроизводства”. Задача стороны защиты в такой ситуации будет заключаться в том, чтобы потребовать у должностного лица вынесения мотивированного и обоснованного постановления с раскрытием конкретных обстоятельств, в силу которых свидание может причинить определенный вред, и чтобы контрольно-надзорные органы смогли оценить достоверность таких выводов в случае обжалования. Проблема актуальная. Получить свидание непросто. Его обычно дают, когда обвиняемый вину признает и сотрудничает со следствием», – указал он.
Марина Нагорная
Фото: Andrey Lukovskii | Dreamstime.com