Мнения

Тимофей Жирнов
22 апреля 2024 г.
Основная цель – сделать квалифицированную юридическую помощь доступной каждому нуждающемуся в ней гражданину
Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи в МФЦ, Брянском филиале Фонда «Защитники Отечества» и Негосударственном центре бесплатной юридической помощи при АП Брянской области

Интервью

Адвокатура – это своего рода семья
12 апреля 2024 г.
Александр Илькун
Адвокатура – это своего рода семья
Роль женщин в адвокатуре сложно переоценить

Закономерное решение

6 февраля 2020 г. 16:21

АП Республики Карелия не признала нарушением несанкционированную запись адвокатом его разговора с руководством исправительной колонии


Как сообщил «АГ» экс-заведующий «Северным филиалом» Московской городской коллегии адвокатов «Стратегический партнер» Виктор Молодежников, 15 января Совет АП Республики Карелия (АП РК) принял решение о прекращении дисциплинарных производств в отношении него, возбужденных по представлению начальника Управления Минюста России по РК Дениса Горшкова в июле и в октябре 2019 г. Совет принял во внимание, что адвокат не нарушил Закон об адвокатуре, поскольку действовал именно в интересах доверителя. Президент АП РК Андрей Закатов отметил, что сотрудники ФСИН ввели адвоката Виктора Молодежникова в заблуждение о том, что доверитель якобы отказался от его юридической помощи, а осужденному, в свою очередь, сообщили, что адвокат от него отказался. Виктор Молодежников, на данный момент прекративший адвокатский статус по собственной инициативе, отметил, что считает решение Совета о прекращении дисциплинарных производств закономерным.

Передача телефона в руки осужденному во время свидания

Как сообщалось ранее, 21 мая 2019 г. начальник ФКУ «ИК-9 УФСИН» по Республике Карелия Иван Савельев направил в республиканское управление Минюста жалобу о грубом нарушении Виктором Молодежниковым Закона об адвокатуре и КПЭА при оказании квалифицированной юридической помощи осужденному.

Читайте также:
Мобильный телефон не выступал средством связи
В Карелии адвоката пытаются привлечь к ответственности за то, что он дал осужденному подержать телефон

Как отмечалось в жалобе, в колонии, где подзащитный Молодежникова отбывает наказание на строгом режиме, адвокат в ходе свидания дал ему подержать свой телефон для прослушивания аудиозаписи судебных заседаний, при этом осужденный, как следовало из жалобы, «использовал данное средство коммуникации, а именно держал в руках, подносил к уху».

Средства мобильной связи, сообщалось в документе, могут быть использованы для планирования и организации преступлений или иных противоправных деяний как в местах лишения свободы, так и за их пределами: «Руководством ФСИН уделяется большое внимание недопустимости использования осужденными средств мобильной связи, на всех уровнях осуществляется необходимый контроль».

Там же отмечалось, что согласно Решению Верховного Суда РФ от 10 ноября 2017 г. по делу № АКПИ17-867 признаны недействующими п. 77 Правил внутреннего распорядка ИУ, утвержденных Приказом Минюста России от 16 декабря 2016 г. № 295, а также п. 17 приложения № 1 к данным правилам – в части, допускающей распространение положений этих пунктов на пронос и использование адвокатом (защитником) при свиданиях с осужденным фотоаппаратов, видео- и аудиотехники, электронных носителей и накопителей информации, а также средств мобильной связи и коммуникации либо комплектующих, обеспечивающих их работу.

Читайте также:
Недопуск адвоката в колонию с техникой незаконен
Суд указал, что защитнику не может быть отказано в проносе фото-видео-аудиотехнических средств на свидание с осужденным

Также начальник колонии указал на нарушение адвокатом ст. 19.12 КоАП РФ, согласно которой недопустима передача либо попытка передачи любым способом лицам, содержащимся в учреждениях УИС, изоляторах временного содержания и иных местах содержания под стражей, предметов, приобретение, хранение или использование которых запрещено законом. Средства мобильной связи и коммуникации и комплектующие, обеспечивающие их работу, относятся к запрещенным предметам.

В пояснениях по запросу республиканского управления Минюста Виктор Молодежников указал, что жалоба является немотивированной и не содержит указания на нарушение норм Закона об адвокатуре и КПЭА. Он подчеркнул, что мобильный телефон, планшет и электронные часы требуются ему для оказания квалифицированной юридической помощи, о чем администрация колонии была предварительно письменно уведомлена. Его телефон оснащен аппаратными средствами воспрепятствования несанкционированным доступу и пользованию (разблокировка происходит по коду и после сканирования отпечатка пальца), но прослушивание аудиозаписей возможно в фоновом режиме.

При этом Правила внутреннего распорядка в ИУ и приложение № 1 к ним не содержат запрет осужденному держать в руках средства коммуникации адвоката во время свидания с ним.

По мнению Виктора Молодежникова, указание в жалобе начальника колонии на то, что осужденный «использовал данные средства коммуникации, а именно держал в руках, подносил к уху…», является заблуждением относительно понимания сути использования и основных полезных свойств мобильного телефона. Так, его использование по назначению (для связи) в кабинете для свиданий ФКУ ИК-9 невозможно ввиду отсутствия сигнала мобильных операторов, а использование заблокированного устройства невозможно как таковое. Тот факт, что осужденный держал телефон в процессе оказания квалифицированной юридической помощи, не отменяет того факта, что средство коммуникации использовалось адвокатом по прямому назначению – для оказания юридической помощи, – а не осужденным.

На заседании Совета палаты (выписка из протокола имеется в распоряжении «АГ») Виктор Молодежников подтвердил, что действовал исключительно в интересах подзащитного, и поддержал данные им ранее объяснения по обстоятельствам, изложенным в представлении. В частности, он указал, что в кабинете для свиданий в тот день было очень жарко, окно на улицу было открыто, а в это время через КПП осуществлялся пропуск грузовых машин – соответственно, было шумно и разобрать содержание телефонной записи было невозможно, поэтому он передал телефон в руки осужденному.

Также адвокат добавил, что решение суда о привлечении его к ответственности по ст. 19.12 КоАП вступило в силу и назначенный штраф он уплатил. В этой связи он просил прекратить дисциплинарное производство.

Квалификационная комиссия, заслушав пояснения адвоката и изучив материалы дисциплинарного производства, пришла к выводу о наличии в действиях адвоката нарушений Закона об адвокатуре и КПЭА. «По данному материалу мы признали нарушение Виктором Молодежниковым норм законодательства об адвокатуре и КПЭА, но в то же время Совет палаты посчитал его малозначительным и прекратил дисциплинарное производство», – отметил в комментарии «АГ» президент АП РК Андрей Закатов.

Аудиозапись разговора с должностными лицами на территории режимного предприятия

Второе дисциплинарное производство в отношении Виктора Молодежникова, как посчитало республиканское управление Минюста, касалось невыполнения требований, предусмотренных подп. 1 п. 1 ст. 7 Закона об адвокатуре, а именно – честно, разумно и добросовестно отстаивать права и законные интересы доверителя всеми не запрещенными законодательством РФ средствами.

Напомним, что 29 августа 2019 г. во время ожидания свидания с подзащитным, содержащимся в ШИЗО, начальник оперативного отдела сообщил адвокату, что доверитель от него отказался. При этом никаких пояснений адвокату дано не было. На требование предоставить свидание сотрудник администрации колонии сообщил Виктору Молодежникову, что подзащитный не хочет его видеть и написал соответствующее заявление.

На обращение к начальнику колонии майору Ивану Савельеву о возможности ознакомления с заявлением осужденного или об отказе в предоставлении свидания с ним ответа не последовало. Адвокат тогда предположил, что отказ в предоставлении свидания с подзащитным связан с тем, что ранее на свидании тот сообщил адвокату о пытках и иных тяжких преступлениях, совершенных, в том числе, начальником ФКУ ИК-9. В сентябре 2019 г. Молодежников обратился в Петрозаводский городской суд РК с административным иском о признании действий сотрудников ФКУ «ИК-9 УФСИН России по РК» незаконными.

В судебном заседании, состоявшемся 1 октября (протокол имеется у «АГ»), осужденный пояснил суду, что писал заявление под диктовку, а до этого несколько суток провел в ШИЗО, где от голода похудел на 15 кг. Он подчеркнул, что его ввели в заблуждение по поводу того, что Молодежников является сотрудником колонии, иначе он бы от него не отказался, и добавил, что нуждается в услугах защитника и хочет, чтобы Виктор Молодежников продолжал его защищать.

Читайте также:
Были нарушены права как адвоката, так и осужденного
Непредоставление защитнику свидания с осужденным под предлогом отказа от его услуг признано незаконным

Также в ходе заседания представители административного ответчика ходатайствовали о выдаче копии аудиозаписи, представленной Виктором Молодежниковым с исковым заявлением, на которой была зафиксирована беседа адвоката с администрацией колонии в дежурной части учреждения. По утверждениям представителей ответчика, данная запись велась адвокатом в нарушение Приказа Минюста России от 3 сентября 2007 г. № 178, запрещающего кино-, фото- и аудиозапись на режимной территории, в связи с чем добытые таким образом записи не могут выступать в качестве доказательств.

Адвокат в свою очередь пояснил, что данную аудиозапись можно расценивать как метод самозащиты профессионального права, пределов превышения самозащиты им не допущено.

Выслушав пояснения сторон, суд не усмотрел оснований и необходимости изучения записи и вернул диск истцу.

Как указывалось в решении суда, поскольку осужденный заявил в заседании, что отказался от защитника под принуждением со стороны администрации пенитенциарного учреждения, адвокат не был ознакомлен с заявлением подзащитного и ему не была предоставлена возможность услышать отказ непосредственно от него, отказ в предоставлении свидания является незаконным и нарушает права как защитника, так и осужденного.

3 октября 2019 г. ФКУ ИК-9 обратилась в республиканское управление Минюста с жалобой на действия Виктора Молодежникова, выразившиеся в несанкционированной записи разговора с должностными лицами колонии. В жалобе (также имеется у «АГ»), в частности, указывалось, что адвокат злоупотребил правом, предоставленным ему Законом об адвокатуре, а также Правилами внутреннего распорядка исправительного учреждения, использовав устройство для записи разговоров не во время свидания с подзащитным, а находясь в помещении дежурной части, нарушив тем самым требования Приказа Минюста № 178.

Изучив материалы дисциплинарного производства, Квалификационная комиссия, руководствуясь п. 7 ст. 33 Закона об адвокатуре и подп. 1 п. 9 ст. 23 КПЭА, пришла к выводу, что в действиях адвоката имеются нарушения КПЭА и Закона об адвокатуре.

На заседании Совета палаты Виктор Молодежников подтвердил, что считает свои действия, выразившиеся в аудиозаписи противоправных действий должностных лиц колонии, законными и обоснованными, а избранный способ самозащиты нарушенных профессиональных, конституционных и гражданских прав, а также прав доверителя – соответствующим способу и характеру нарушения.

«В представлении начальника республиканского управления Минюста указывалось, что адвокат Молодежников на территории дежурной части режимного предприятия произвел аудиозапись на телефон беседы с начальником колонии, – пояснил Андрей Закатов. – К материалам дисциплинарного производства была приобщена светокопия протокола судебного заседания, где указывалось, что информация, которую адвокату сообщили сотрудники ФСИН, не подтвердилась. То есть адвоката ввели в заблуждение, что доверитель якобы отказался от его юридической помощи, а осужденному, в свою очередь, сообщили, что адвокат Молодежников от него отказался. В ходе административного судопроизводства, со слов Виктора Молодежникова, указанные сведения о том, что доверитель был введен в заблуждение, также подтвердились. Кроме того, мы учли, что адвокат отстаивал интересы подзащитного, а его действия не повлекли для осужденного негативных последствий. Соответственно, по данному вопросу мы посчитали, что адвокат не нарушил Закон об адвокатуре и КПЭА».

14 января 2020 г. Виктор Молодежников обратился в АП РК с заявлением о прекращении статуса адвоката в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 17 Закона об адвокатуре. Решением Совета палаты заявление адвоката было удовлетворено.

Комментируя «АГ» решения Совета АП РК, Виктор Молодежников назвал их закономерными. Комментировать свое решение о прекращении адвокатского статуса он отказался.

По мнению члена Комиссии по защите профессиональных прав адвокатов АП РК Николая Флеганова, председатель Комиссии Совета АП РК по защите профессиональных прав адвокатов Роберт Осян принял верное и обоснованное решение предоставить Виктору Молодежникову защиту по делу об административном правонарушении. «Несмотря на тот факт, что совершение правонарушения было признано судом за адвокатом Молодежниковым, руководством Адвокатской палаты проведено детальное изучение ситуации вокруг взаимоотношений защитника и колонии. Итог – вынесение объективного и взвешенного решения по дисциплинарным производствам», – отметил он.

В заключение Николай Флеганов добавил, что адвокатам, столкнувшимся с подобными конфликтными ситуациями при осуществлении своей деятельности, будет полезно своевременно информировать комиссии по защите прав адвокатов в своих регионах. «В этом случае можно рассчитывать на своевременную помощь и поддержку», – подчеркнул он.

 

Поделиться