Лента новостей
Москва – Курск
Предстоит работа в обновленном составе
КЭС приняла в работу новые запросы
Мнения
Задача – заложить основы высокоморального поведения в обществе
Интервью
Закон исключает вмешательство в профессиональную деятельность адвоката
«Юристы онлайн»
О качестве юридического образования и других актуальных темах
Вице-президент ФПА РФ Геннадий Шаров и заместитель председателя Научно-консультативного совета ФПА РФ Валерий Лазарев приняли участие в эфире интернет-программы «Юристы онлайн». Гости студии обсудили качество юридического образования, которое сегодня предлагают вузы, а также некоторые другие темы, волнующие адвокатское сообщество.
«Институт российской адвокатуры существует чуть более 150 лет, что не так уж и много по сравнению с некоторыми странами Европы, – сказал Геннадий Шаров. – Но надо отметить, что за первые 10–20 лет становления мы задали очень высокую планку. Это признавали практически все исследователи, которые изучали данный вопрос». Российские присяжные поверенные превзошли своих европейских коллег с их многовековой практикой и наработанным опытом в вопросах принципов, традиций и норм этики. В адвокатуру вошли самые яркие представители юридической науки и практики.
Почему сегодня ситуация складывается иначе? Чтобы ответить на этот вопрос, в первую очередь надо обратить внимание на образование потенциальных претендентов на адвокатский статус, считает эксперт. В частности, вызывает сомнения уровень преподавания. Геннадий Шаров убежден, что при существующем сейчас количестве учебных заведений невозможно организовать получение качественного образования: «В СССР было менее полусотни вузов, выпускавших юристов. Если верить открытым источникам, сегодня их число превышает тысячу, и ежегодно свои дипломы получают около 150 000 молодых людей».
«Никто не сомневается, что в каждом деле есть талантливые, даже гениальные люди, которые все схватывают на лету и в силу этого достигают профессиональных высот. Но, к сожалению, их единицы, – считает Геннадий Шаров. – Талант – это такая эфемерная способность, определить которую в юриспруденции очень сложно. Многие уважаемые юристы полагают, что их профессия сродни ремесленной работе – требует прежде всего добросовестности и усидчивости».
Раньше, какой бы юридический вуз ни окончил молодой специалист, профессия была единой. Сейчас каждое ведомство имеет свой вуз: существуют, например, академии Следственного комитета РФ, МВД России, ФСБ, адвокатуры... Они с первого курса готовят юристов по соответствующим специализациям.
«Притом что я не могу назвать эти вузы плохими, очевидно, что такая ситуация ведет к упрощению профессии. Закон психологии нам говорит, что обязательно наступает профессиональная деформация. И если на начальном этапе становления специалиста – в первые пять-шесть лет – нет единого подхода к получению базового образования, то деформация закладывается с первого курса обучения профессии». По мнению Геннадия Шарова, последствия такого подхода для государства могут быть катастрофическими.
Валерий Лазарев в качестве примера ведомственных юридических вузов привел учебные заведения, которые действуют при Министерстве транспорта РФ. Вместе с тем он отметил, что уровень таких вузов существенно различается. Так, в Академии МВД раньше преподавали 70 докторов и профессоров, что не могло не сказаться положительно на качестве подготовки выпускников.
«Но вернемся к истории адвокатуры, – предложил Геннадий Шаров. – В 2002 г. по инициативе Президента России был принят Федеральный закон “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации”. Для своего времени это был огромный прорыв. Но те проблемы, которые в начале века не казались острыми, через 10–15 лет проявились негативно». Как пояснил вице-президент ФПА РФ, главная из них на сегодняшний день – абсолютная свобода деятельности по оказанию юридической помощи: наряду с адвокатами любой гражданин, вне зависимости от уровня его образования, психического здоровья и судимости, может вести такую деятельность, в том числе оказывать самый сложный вид юридической помощи – представлять в суде интересы граждан и организаций. Всеми отечественными и зарубежными юристами это считается двойными стандартами и получило название «дуализм». Только в России официально существует такой феномен.
В 2010 г. Правительство РФ приняло Государственную программу «Юстиция», один из подразделов которой предусматривает реформирование сферы квалифицированной юридической помощи. Доминантой этих преобразований является ликвидация «дуализма», то есть объединение всех практикующих юристов, отвечающих определенным квалификационным требованиям, на базе адвокатуры.
«Кандидат в адвокаты должен не только иметь высшее юридическое образование – это лишь первая ступень. Ему необходимо также приобрести двухлетний стаж работы по юридической специальности или пройти стажировку у адвоката. Затем он сдает сложный экзамен, состоящий из двух частей – устного собеседования и обязательного компьютерного тестирования, – рассказал гость студии. – В среднем лишь 60% претендентов успешно проходят эти испытания».
В заключение беседы вице-президент ФПА РФ Геннадий Шаров обратил внимание, что адвокат подчиняется стандартам профессии, Кодексу профессиональной этики и решениям органов корпоративного самоуправления. Все это в совокупности дает возможность контролировать уровень качества квалифицированной юридической помощи, которую он оказывает.
Для просмотра видео доступно здесь