Мнения

Тимофей Жирнов
22 апреля 2024 г.
Основная цель – сделать квалифицированную юридическую помощь доступной каждому нуждающемуся в ней гражданину
Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи в МФЦ, Брянском филиале Фонда «Защитники Отечества» и Негосударственном центре бесплатной юридической помощи при АП Брянской области

Интервью

Адвокатура – это своего рода семья
12 апреля 2024 г.
Александр Илькун
Адвокатура – это своего рода семья
Роль женщин в адвокатуре сложно переоценить

Японская модель адвокатуры

22 ноября 2018 г. 15:06

Адвокат, добившийся хотя бы одного оправдательного приговора, в Японии считается успешным


22 ноября в Федеральной палате адвокатов РФ состоялось заседание Дискуссионного клуба «Адвокатура&Общество», подготовленное совместно с Адвокатской палатой Приморского края и адвокатами из Японии при поддержке Федеральной палаты адвокатов РФ, кафедры адвокатуры МГЮА и Союза молодых адвокатов России. В обсуждении вопросов организации адвокатуры в Японии и защиты интересов граждан России в Японии, проводившемся в режиме видео-конференц-связи, приняли участие адвокаты Московского региона, Приморья и Камчатки, а также японские коллеги.

В начале мероприятия ведущий Дискуссионного клуба Сергей Смирнов отметил, что таким образом члены клуба решили отметить год Японии в России. Поскольку Япония всегда была очень интересна российским коллегам, желающих принять участие в дискуссии оказалось так много, что регистрацию на круглый стол даже пришлось ограничить.

Находившийся в Токио адвокат из Владивостока Роман Журов, который помогал переводить выступления японских коллег, подтвердил взаимный интерес к заявленным темам.

Открыл обсуждение президент АП Приморского края Борис Минцев, который сообщил, что в истории адвокатуры Приморья это – первый такой телемост. В то же время, поскольку край отделяет от Японии всего один час перелета, японские адвокаты регулярно посещают Приморье и участвуют в семинарах, связанных в основном с вопросами правового обеспечения бизнеса. Борис Минцев выразил надежду, что эти деловые контакты будут расти.

Приморские адвокаты, в свою очередь, впервые посетили Токио в 2006 г., где провели интересные встречи в Японской федерации адвокатских ассоциаций (ЯФАА). «Еще тогда мы поняли, что нам есть чему поучиться у Японии, где с 1949 г. установлена адвокатская монополия, а также введена уголовная ответственность за нелегальную адвокатскую деятельность», – заметил Борис Минцев. Он также информировал, что в последнее время состоятельные японцы все чаще заводят связи с российскими гражданами (как деловые, так и семейные), что порой приводит к необходимости воспользоваться помощью адвокатов.

Рассказав о том, что в уголовных делах помощь адвоката нужна в Японии, главным образом, на этапе предварительного следствия, Борис Минцев заметил, что в судах там, как и у нас в стране, так же трудно добиться оправдательного приговора. Поэтому «в Японии успешным адвокатом считают того, кто за всю свою деятельность получил хотя бы один оправдательный приговор».

С приветственным словом выступил председатель Совета молодых адвокатов Приморского края Антон Калачинский, который поблагодарил за возможность организовать такой круглый стол и сообщил, что готовится аналогичное мероприятие с коллегами из Гонконга. По его словам, молодые адвокаты Приморья регулярно проводят занятия по японскому праву.

Затем слово было предоставлено японской стороне. Адвокат из Токио Сисидо Казуки и его молодые коллеги рассказали, как организована адвокатура в Японии, как можно получить квалификацию адвоката, затронув некоторые актуальные проблемы семейного и наследственного права.

В условиях адвокатской монополии в Японии существуют и «околоправовые» специалисты, осуществляющие регистрационные, патентные и другие юридически значимые действия. С этими специалистами часто консультируются адвокаты, которые имеют исключительное право на судебное представительство.

Для того чтобы стать адвокатом в Японии, надо окончить юридическую школу и сдать единый квалификационный экзамен. Экзамен един для адвокатов, судей и прокуроров. Такой системе уже десять лет. Ежегодно к экзамену допускаются примерно полторы тысячи выпускников юридических школ, но лишь треть из них успешно сдают экзамен, который длится четыре дня и предполагает ответы по конкретным правовым ситуациям. Каждый день посвящен отдельной отрасли права, а на четвертый день проводится итоговый тест. Сдавший единый экзамен проходит годичную стажировку. По два месяца стажер работает в суде, прокуратуре и адвокатском образовании, а затем полгода ему читают лекции в Национальном институте права при Верховном Суде.

За последние 15 лет число адвокатов в Японии удвоилось, сейчас их 40 тысяч человек. Однако нагрузка у них не увеличилась. Поэтому в больших городах наблюдается избыток адвокатов. Молодым адвокатам особенно трудно найти работу. Некоторые пытаются создать собственные фирмы, хотя еще не готовы к самостоятельной работе. Из-за этого возросло число дисциплинарных взысканий, а расценки на адвокатскую деятельность упали. Сегодня наметилась тенденция спада желающих стать адвокатом.

А вот на периферии адвокатов катастрофически не хватает. Люди не могут получить профессиональную помощь адвоката, что уменьшает число обращений в суд.

Вознаграждение адвоката до 2004 г. ставилось в зависимость от содержания дела. Плюс адвокат мог получить «гонорар успеха». В 2004 г. законодательство изменилось, и теперь адвокат сам договаривается о вознаграждении со своим клиентом. Уголовное право предусматривает бесплатную помощь по назначению. Малоимущим сторонам гражданских споров деньги дают специализированные фонды. Но дают как бы в долг, и потому деньги надо вернуть. Правда, если человек проиграл дело или не в состоянии вернуть деньги, то долг ему прощают.

Адвокатские палаты в Японии организованы по трехступенчатой системе. Высшее звено – это Федерация адвокатских ассоциаций, ниже по географическому принципу созданы 8 групповых палат, а под ними находятся 52 местных адвокатских ассоциации. Они есть в каждой префектуре, однако три из них расположены в столице. При ассоциации создаются комиссии, занимающиеся общественно полезной деятельностью в интересах адвокатского сообщества. Ежемесячный взнос адвоката в ассоциацию может достигать 500 долларов США.

Коснувшись общих вопросов наследственного и семейного права в Японии, выступавшие сосредоточили внимание на отличиях в этой отрасли от норм российского права. Например, для принятия решения о приеме наследства дается 3 месяца, а не 6, как в нашей стране. Для принятия наследства не надо обращаться к нотариусу, а вот для того, чтобы отказаться от наследства, необходимо подать специальное заявление. Помощь адвоката обычно требуется при разделе наследственного имущества и расторжении брака. Если расторгающие брак супруги не достигли согласия (таких 13%), то они обязаны пройти процедуру медиации, прежде чем обратиться в суд.

Масса юридических проблем возникает у наших соотечественников от незнания японского права и отсутствия Договора о взаимопомощи по гражданским делам между Россией и Японией. Это не только проблемы имущественного характера при разводе, но и связанные с воспитанием общих детей. Если ребенок остался в Японии с одним из родителей, то невозможно обеспечить установленный российским судом порядок общения, так как принудительного механизма не существует. Если же ребенок выехал в Россию и получил российский паспорт, то он может быть навсегда лишен японского гражданства.

Еще несколько особенностей японского законодательства об адвокатуре, интересных российским коллегам, представил профессор Дальневосточного федерального университета, доктор юридических наук Александр Реховский.

Российские адвокаты, находясь в Москве и Владивостоке, имели возможность задать вопросы своим японским коллегам и получить на них содержательные ответы.

Константин Катанян

Поделиться