Лента новостей
По одной тысяче рублей на помощь курским коллегам
Поддержано предложение о помощи коллегам из приграничных районов
Мнения
Шесть успешных проектов за год
Интервью
Закон исключает вмешательство в профессиональную деятельность адвоката
Выполнять ли постановление ЕСПЧ?
Конституционный Суд рассмотрел вопрос о возможности исполнения постановления Европейского суда по правам человека
31 марта Конституционный Суд РФ провел открытое заседание, на котором рассмотрел запрос Министерства юстиции РФ о возможности исполнения постановления Европейского суда по правам человека от 4 июля 2013 г. «Анчугов и Гладков против России».
Как отмечается на сайте КС, в деле Сергея Анчугова и Владимира Гладкова ЕСПЧ пришел к выводу о нарушении российскими властями ст. 3 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, гарантирующей право на свободные выборы. По мнению Страсбургского суда, закрепленное ч. 3 ст. 32 Конституции РФ ограничение права голоса носит абсолютный, автоматический и недифференцированный характер. Оно касается всех лиц, отбывающих по приговору суда наказание в виде лишения свободы, распространяется на весь период отбывания такого наказания вне зависимости от тяжести и вида совершенного преступления, срока назначенного наказания и иных индивидуальных обстоятельств. Исходя из этого, ЕСПЧ предложил Российской Федерации обеспечить участие заключенных в выборах посредством политического процесса или путем толкования норм Конституции компетентными органами в гармонии с положениями Конвенции.
По мнению Минюста России, согласие с позицией ЕСПЧ и предоставление заключенным права голоса на выборах нарушило бы положения Конституции РФ о ее высшей юридической силе и приоритете над любыми другими правовыми актами.
Большинство представителей госорганов, выступивших в ходе заседания, поддержали позицию Минюста и просили КС РФ признать невозможным исполнение решения ЕСПЧ. В частности, полномочный представитель Правительства РФ в КС РФ Михаил Барщевский отметил, что ратификация Европейской Конвенции проведена федеральным законом (акт 3-го уровня), который не может противоречить Конституции (акт 1-го уровня). «Решение ЕСПЧ не выше Конвенции», – подчеркнул он.
Была высказана и иная точка зрения: член президиума Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека профессор Илья Шаблинский отметил, что исполнение решения ЕСПЧ не потребует изменений в Конституции РФ, поскольку этот вопрос находится в области толкования ч. 3 ст. 32 Конституции РФ во взаимосвязи со статьями 1, 2, 3 и 55.
Решение Конституционного Суда РФ будет опубликовано позднее.