Лента новостей

23 апреля 2024 г.
«Замечательные работы, замечательное восприятие жизни»
23 апреля в очном формате состоялось очередное заседание Совета ФПА РФ, в рамках которого открылась выставка акварелей адвоката АП Тверской области Елены Кошелевой
23 апреля 2024 г.
Построить мосты между бизнесом и разными юридическими профессиями
В Санкт-Петербурге при поддержке ФПА РФ прошла практическая конференция «Защита бизнеса – LEGAL DIALOGUE 2024»

Мнения

Тимофей Жирнов
22 апреля 2024 г.
Основная цель – сделать квалифицированную юридическую помощь доступной каждому нуждающемуся в ней гражданину
Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи в МФЦ, Брянском филиале Фонда «Защитники Отечества» и Негосударственном центре бесплатной юридической помощи при АП Брянской области

Интервью

Адвокатура – это своего рода семья
12 апреля 2024 г.
Александр Илькун
Адвокатура – это своего рода семья
Роль женщин в адвокатуре сложно переоценить

Второй этап успешно пройден

13 ноября 2019 г. 19:16

Поправки в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» приняты во втором чтении


13 ноября Государственная Дума рассмотрела проект федерального закона № 469485-7 «О внесении изменений в Федеральный закон “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации”» и приняла его во втором чтении с учетом существенных поправок Правительства РФ. Короткую дискуссию на заседании ГД вызвало лишь изменение, которое предусматривает запрет на судебное представительство адвокату, лишенному статуса. Вице-президент ФПА РФ Михаил Толчеев положительно оценил ряд новелл, но выразил сожаление, что законодатель не прислушался к позиции Федеральной палаты адвокатов РФ по некоторым пунктам.

В коротком докладе председатель Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников назвал законопроект «тяжелым», отметив, что он был внесен в ГД в мае прошлого года и принят в первом чтении в январе 2019 г.

Напомнив, что законопроект обсуждался на различных площадках, в том числе на парламентских слушаниях, спикер остановился на некоторых принципиальных изменениях, которые внесены перед вторым чтением: «Мы говорили о невозможности установления “крепостного права” для адвокатов, которые проработали менее 5 лет, вне того субъекта РФ, где они получили статус»; «была большая дискуссия по поводу “гонорара успеха”, и наш комитет всегда подчеркивал, что этот гонорар все равно выдается, только по “серым” схемам, поэтому мы договорились, что “гонорар успеха” остается в проекте закона, но он невозможен по уголовным делам и делам об административных правонарушениях». Кроме того, в проекте предлагается электронная система сдачи квалификационного экзамена, что «минимизирует злоупотребления», а запрет на судебное представительство лишенным статуса адвокатам будет введен на год позже, чем сам закон. Также очень важными председатель профильного комитета назвал введение «дисциплинарного надзора» и невозможность совмещения должностей в органах адвокатского самоуправления.

По словам спикера, законопроект тщательно проработан ко второму чтению – Комитет предлагает принять 26 из 79 представленных на его рассмотрение поправок.

Все предложенные Комитетом поправки были одобрены участвовавшими в заседании ГД депутатами единогласно, за исключением одной, по которой проводилось отдельное голосование. Речь идет о введении запрета на судебное представительство в отношении адвокатов, лишенных статуса за ряд нарушений законодательства и Кодекса профессиональной этики адвоката.

Дискуссионный пункт

После того как Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству сообщил о рекомендованных к принятию во втором чтении поправках в законопроект № 469485-7, этот пункт вызвал неоднозначную оценку. На заседании ГД депутат Валерий Гартунг предложил исключить его из общей таблицы поправок и проголосовать за него отдельно. Мотивируя свою позицию, депутат заявил, что эта поправка, внесенная Павлом Крашенинниковым, противоречит как минимум двум статьям Конституции РФ, поскольку любой гражданин имеет свободное право на использование своих способностей (ст. 34 и 37) и это право не может быть ограничено (ст. 56). «То есть любой гражданин может быть представителем в суде, но если он был адвокатом и лишен этого статуса, то он лишается своего конституционного права», – подчеркнул депутат. Он предложил связать такой запрет с наличием судебного решения, где прямо прописан запрет на профессию.

Парируя эти замечания, автор поправки указал на наличие в Конституции РФ статьи о праве граждан на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48) и на введенное с 1 октября 2019 г. ограничение, допускающее к представительству в судах уровня субъекта РФ лишь лиц с высшим юридическим образованием. Если же адвокат был лишен статуса по порочащим его основаниям, то он может обжаловать это решение, и соответствующие процедуры прописаны в законопроекте, добавил Павел Крашенинников.

В результате отдельного голосования данную поправку поддержали 351 депутат, против проголосовали лишь 17. Таким образом, п. 3 ст. 17 Закона об адвокатуре будет дополнен абзацем следующего содержания:

«Лицо, статус адвоката которого прекращен по основаниям, предусмотренным подпунктом 4 пункта 1 и подпунктами 1, 2 и 21 пункта 2 настоящей статьи, не вправе быть представителем в суде, за исключением случаев участия его в процессе в качестве законного представителя».

Этот пункт должен вступить в силу лишь 1 марта 2021 г., т.е., как заметил Павел Крашенинников, при необходимости его еще можно будет доработать. К тому же до сегодняшнего дня «у нас нет надлежащего реестра всех адвокатов, и уж тем более тех лиц, которые лишены этого статуса».

Депутаты поддержали законопроект

Затем председатель ГД Вячеслав Володин поставил на голосование законопроект в целом. Документ во втором чтении поддержали 357 депутатов, против выступили 19.

Таким образом, законопроект, который внесли члены Совета Федерации Андрей Клишас и Людмила Бокова, а также группа депутатов ГД, считается принятым во втором, ключевом чтении. Теперь в него может быть внесена лишь незначительная редакционная правка.

Еще до принятия законопроекта во втором чтении вице-президент ФПА РФ Геннадий Шаров высказал мнение, что «в нем содержится больше позитивных, чем негативных новаций, но очевидно, что такие большие изменения законодательства об адвокатуре не могут удовлетворить всех».

Мнение ФПА РФ

Уже после состоявшегося голосования вице-президент ФПА РФ Михаил Толчеев, положительно оценивая ряд новелл принятых во втором чтении поправок в Закон об адвокатуре, выразил сожаление, что законодатель не прислушался к позиции Федеральной палаты адвокатов РФ по ряду пунктов. В частности, относительно обоснованности запрета на совмещение должностей в совете и квалификационной комиссии адвокатской палаты, а также относительно ротации совета АП.

«Если новые кандидатуры в совет может выдвигать любой участник конференции, то он получает приоритет перед советом палаты, кандидатуры которого на ротацию являются результатом консенсуса 15 человек – членов совета. Мы считали, что дополнительные кандидатуры могут быть выдвинуты числом участников конференции, не меньшим, чем число членов совета данной палаты, – такова наша позиция, которая не была учтена», – пояснил Михаил Толчеев. Кроме того, по его словам, «лишь частично учтено мнение ФПА РФ по лишению права на судебное представительство адвокатов, лишенных статуса. Законодатель в ответ на критику этой новеллы только перечислил основания лишения статуса, которые влекут запрет на судебное представительство, ограничив их прежде всего нарушением профессиональных обязанностей в отношении доверителя».

Константин Катанян

Поделиться