Лента новостей
Москва – Курск
Предстоит работа в обновленном составе
КЭС приняла в работу новые запросы
Мнения
Задача – заложить основы высокоморального поведения в обществе
Интервью
Закон исключает вмешательство в профессиональную деятельность адвоката
Все имеют право на защиту
ФПА РФ обратилась в правоохранительные органы в связи с нарушением профессиональных прав адвокатов и прав граждан
В обращениях, адресованных руководству ГСУ Следственного комитета РФ по г. Москве, ГУ МВД России по г. Москве, прокуратуры г. Москвы, содержатся просьбы привлечь к ответственности виновных в том, что 27 июля и 3 августа 2019 г. полиция не допускала адвокатов к задержанным участникам несанкционированных митингов и акций в Москве со ссылкой на введение плана «Крепость», а также не допускать нарушений права граждан на получение квалифицированной юридической помощи в будущем.
Вице-президент ФПА РФ Светлана Володина направила и.о. руководителя ГСУ Следственного комитета РФ по г. Москве Андрею Стрижову, начальнику ГУ МВД России по г. Москве Олегу Баранову, и.о. прокурора г. Москвы Олегу Манакову обращения, в которых указано, что, согласно информации из социальных сетей и ряда СМИ, 27 июля и 3 августа 2019 г. полиция не допускала адвокатов к задержанным участникам протестов со ссылкой на введение плана «Крепость». 3 августа многие адвокаты не смогли попасть к своим доверителям, которых доставили с митинга в ОВД Хамовники, что грубо нарушает их конституционное право на защиту.
Как подчеркивается в обращениях, в соответствии с приказом МВД России план «Крепость» должен вводиться лишь в случае реальной угрозы нападения на объекты органов внутренних дел, однако, по имеющейся у ФПА РФ информации, никто из участников недавно проходивших акций к захвату отделений полиции не призывал.
«Адвокатское сообщество обеспокоено тем, что адвокаты не могут реализовать свои профессиональные права, установленные Федеральным законом “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации”. Использование плана “Крепость” для воспрепятствования осуществлению защиты является незаконным», – отмечает Светлана Володина.
В ее обращениях содержится просьба к руководству ГСУ Следственного комитета РФ по г. Москве, ГУ МВД России по г. Москве, прокуратуры г. Москвы привлечь к ответственности виновных и принять меры к недопущению нарушения права граждан на квалифицированную юридическую помощь в будущем.
Ранее, комментируя появившиеся в СМИ и социальных сетях сообщения о том, что во время несанкционированных митингов и массовых акций, которые прошли в Москве в начале августа в связи с выборами в Московскую городскую Думу, полиция ввела план «Крепость», который служил основанием для отказа в допуске адвокатов к задержанным, Светлана Володина заметила, что, по сложившемуся у нее впечатлению, отделы внутренних дел закрывались специально от адвокатов.
Светлана Володина убеждена, что все имеют право на защиту, в том числе и те, кто был задержан за сознательные провокации. Причем откровенных провокаторов, по ее мнению, среди задержанных меньшинство. Большинство составляют люди с активной позицией и прохожие, наблюдавшие за акцией.
«Оказавшись в такой ситуации, они растеряны. И если государство гарантирует этим гражданам право на защиту, то это право должно быть реализовано. Поэтому, принимая решение о введении того или иного плана, правоохранительным органам нельзя полностью закрываться для защиты от потенциального захвата отдела полиции или вводить какой-то новый план. Им необходимо делать исключение для адвокатов, которые в этот момент должны осуществлять свою профессиональную деятельность. Мне кажется, сила государства в том и состоит, что оно не боится своих граждан и не защищается таким образом, чтобы другие были лишены права на защиту», – считает Светлана Игоревна.
Вице-президент ФПА РФ перечислила три вида нарушения права на защиту. Первое – запрет прохода адвоката в отделение полиции; второе – разрешение на проход адвоката, но без предоставления возможности встречи с доверителем; третье – когда адвокату разрешают пройти в отделение и встретиться с доверителем, но не дают возможности общаться с ним наедине. По ее словам, опыт показывает, что, как только задержанный начинает рассказывать адвокату о незаконных методах, которые применяли к нему сотрудники правоохранительных органов, свидание обычно прекращают.