Лента новостей
Правовые основы электронной торговли
Дискуссия на животрепещущую тему
Вебинар ФПА РФ 11 декабря
Мнения
Корпоративное мероприятие «со смыслом»
Интервью
«Полюбить профессию, упорно работать, профессионально совершенствоваться и верить в свою звезду»
Вред необходимо возмещать
Федеральная палата адвокатов РФ одобряет законопроекты, уточняющие порядок компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок
В ФПА РФ сформулировали правовую позицию относительно проекта федерального закона 983307-6 «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона “О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок” и в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации», а также проект федерального закона № 983301-6 «О внесении изменения в статью 61 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации». Оба законопроекта внесены в Государственную Думу Правительством РФ.
Законопроекты, уточняющие порядок и условия подачи заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок потерпевшим по уголовному делу или лицам, которым причинен физический, моральный или имущественный вред, ФПА РФ называет «необходимыми и заслуживающими одобрения» (полный текст правовой позиции ФПА см. здесь).
Проблема соблюдения разумных сроков уголовного судопроизводства в последнее время приобретает все большую актуальность, так как участникам уголовного процесса все чаще приходится сталкиваться с чрезмерным затягиванием досудебной стадии уголовного судопроизводства, что в конечном итоге оборачивается нарушением гарантированных Конституцией РФ прав граждан на судебную защиту и справедливое судебное разбирательство.
Рассмотрение и разрешение дела судом должно всегда осуществляться в разумный срок. Причем лица, которым был причинен вред, включая моральный, имеют право на доступ к механизмам правосудия и скорейшую компенсацию за нанесенный им ущерб. Судебные и административные процедуры должны в наибольшей степени отвечать потребностям таких лиц, в том числе путем предоставления им надлежащей помощи на протяжении досудебного производства, констатирует ФПА РФ.
В то же время правовая позиция ФПА РФ содержит замечания и дополнения, направленные на дальнейшее совершенствование законопроекта.
Так, согласно законопроекту, срок не может называться «разумным» в случае, если период досудебного производства со дня подачи заявления о возбуждении уголовного дела до дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела длился более 6 месяцев, а до дня принятия решения о прекращении уголовного дела – более 1 года и 11 месяцев.
По мнению ФПА РФ, 30 суток – это срок достаточный для принятия решения в порядке ст. 144 и 145 УПК РФ о возбуждении уголовного дела либо об отказе в возбуждении уголовного дела. В исключительных случаях этот срок может быть удлинен в результате отмены постановления об отказе в возбуждении дела и проведения дополнительной проверки.
С учетом того, что УПК РФ предполагает завершение проверки со дня подачи заявления, сообщения о преступлении до дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела, как правило, в десятидневный либо в месячный срок, то проведение такой проверки свыше 4 месяцев (а не свыше 6 месяцев, как предлагается в законопроекте) должно порождать право у заинтересованного лица для обращения за компенсацией.
ФПА РФ полагает, что «неразумный срок» досудебного производства до принятия решения о прекращении уголовного дела также должен быть снижен с 1 года 11 месяцев до 1 года и 6 месяцев: «Продолжительность досудебного производства до прекращения уголовного дела в 1 год 6 месяцев представляется разумной и достаточной для обращения заинтересованного лица за компенсацией за нарушение права на уголовное судопроизводство в разумный срок».
Кроме того, в законопроекте при определении разумного срока досудебного производства предлагается учитывать такие обстоятельства, как «своевременность обращения лица, которому деянием, запрещенным уголовным законом, причинен вред, с заявлением о преступлении, правовая и фактическая сложность уголовного дела» и т.п. В ФПА РФ считают, что «при определении разумного срока досудебного производства такое обстоятельство, как своевременность обращения лица, которому деянием, запрещенным уголовным законом, причинен вред, учитываться не должно». А вот понятия правовой и фактической сложности уголовного дела следовало бы раскрыть для того, чтобы у правоприменителя не возникало вопросов при оценке критериев разумности срока.
Наконец, в ФПА РФ предлагают уточнить состав субъектов, имеющих право на компенсацию. В законопроекте определено, что заявление о присуждении компенсации за нарушение права на уголовное судопроизводство в разумный срок может быть подано в суд потерпевшим или иным заинтересованным лицом, которому деянием, запрещенным уголовным законом, причинен вред…» Однако следовало бы более определенно прописать, кто же может являться иным заинтересованным лицом, которому деянием, запрещенным уголовным законом, причинен вред. Нельзя не учитывать при этом, что правом на обращение в суд за компенсацией за нарушение права на уголовное судопроизводство в разумный срок имеют подозреваемые и обвиняемые, уголовные дела в отношении которых прекращены, а также иные заинтересованные лица, которым деянием, запрещенным уголовным законом, причинен вред.