Лента новостей

24 марта 2025 г.
Цивилист, изменивший подходы к признанию граждан недееспособными
В ФПА РФ отметили заслуги кандидата юридических наук Юрия Ершова
24 марта 2025 г.
Адвокат с 30-летним стажем награждена за профессионализм
Татьяну Сперанскую поздравили с заслуженной медалью
24 марта 2025 г.
В Удмуртии адвокатура функционирует без сбоев
В ФПА РФ прошла встреча с президентом АП Удмуртской Республики

Мнения

Екатерина Ухарева
21 марта 2025 г.
Случай из практики оказания бесплатной юридической помощи
О защите прав недееспособного лица на условиях pro bono

Интервью

«Люди после трагедии чаще всего не знают, куда идти»
22 марта 2025 г.
Ирина Фаст
«Люди после трагедии чаще всего не знают, куда идти»
Федеральная палата адвокатов — о бесплатной помощи пострадавшим в «Крокусе»

Вопросы защиты прав потребителей

28 октября 2021 г. 14:58

27 октября в Москве состоялось очередное заседание Клуба имени Замятнина на тему «Защита прав потребителей»


Участники заседания Клуба имени Замятнина перечислили основные проблемы, возникающие в сфере защиты потребительских прав, в том числе при совершении покупок в сети «Интернет» и в условиях пандемии. В частности, они обсудили особенности рассмотрения потребительских споров, необходимость адаптации Закона о защите прав потребителей к современным реалиям, возможность кодификации соответствующего законодательства, отношение правоприменителей к участникам гражданского оборота, сообщает «АГ». Федеральную палату адвокатов РФ представляла вице-президент ФПА РФ Елена Авакян. В своем выступлении она подчеркнула, что в целях достижения баланса в обсуждаемой сфере правоприменителям не стоит исходить из «невменяемости» участников гражданского оборота, в том числе и потребителей.

Открыл встречу председатель Совета судей РФ Виктор Момотов, который рассказал о внимательном и последовательном подходе Верховного Суда РФ к соответствующей категории споров.

Судья Верховного Суда РФ Сергей Асташов отметил, что защита прав потребителей имеет серьезное значение для экономики, поскольку потребительский спрос служит лейтмотивом ее развития, а сама идея о защите потребительских прав сформировалась в странах с развитой рыночной экономикой. Закон о защите прав потребителей в конечном счете обеспечивает защиту добросовестной конкуренции, основные функции такого закона: восстановительная, регулятивная и превентивная.

По словам спикера, ВС РФ заложил прочную базу для роста защищенности прав потребителей, в том числе путем ежегодного опубликования соответствующих обзоров судебной практики. Появление новых товаров/услуг (особенно цифровых или финансовых) и пандемия коронавирусной инфекции породили возникновение новых споров. При этом сам Закон о защите прав потребителей не очень адаптирован применительно к финансовым услугам. В нем заложена презумпция компенсации морального вреда, поскольку «нравственные страдания» не доказываются, а презюмируются и взыскиваются по факту нарушения потребительских прав.

Сергей Асташов добавил, что большая категория судебных споров касательно защиты прав потребителей – это дела, связанные со страхованием, при этом страховое возмещение в результате ДТП происходит преимущественно в натуральной форме, когда при ремонте т/с используются новые детали. Размер ущерба рассчитывается по методике, утвержденной Банком России. В свою очередь, Закон о финансовом омбудсмене действительно снял пласт нагрузки с судебной системы в ряде случаев.

Начальник Управления федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей Роспотребнадзора Олег Прусаков информировал, что термин «потребительский экстремизм» – некорректен, так как права потребителей должны соблюдаться изначально и по определению. По его словам, усиление правового регулирования в этой области вызвано все большим игнорированием прав потребителей со стороны хозяйствующих субъектов. Роспотребнадзор представляет в Правительство РФ ежегодный государственный доклад, отражающий политику в сфере защиты прав потребителей, текущее законодательство и правоприменительную практику. Ведомство также активно участвует в законотворческой деятельности и международном сотрудничестве.

Олег Прусаков сообщил, что Роспотребнадзор разработал законопроект о внесении поправок в ст. 16 Закона о защите прав потребителей о недействительности условий договора, ущемляющих права потребителя. Поэтому потребители смогут лучше защищать свои права. Спикер пояснил, что есть разные подходы к кодификации прав потребителей, в настоящее время наблюдается разброс санкций в разрозненном специализированном законодательстве. В свое время соответствующее предложение вызвало бурную реакцию бизнес-сообщества, убежденного, что реализация такой законодательной инициативы приведет к росту «потребительскому экстремизма».

Выступающий добавил, что альтернативное разрешение потребительских споров только приветствуется. Появление института самозанятых граждан порождает множество вопрос: надо ли распространять Закон о защите прав потребителей на этих физлиц? Он отметил, что все больше сделок уходит в цифровую среду и в соцсети. Что должно быть первичным в этом вопросе – защита прав интеллектуальной собственности или потребителей? Вся правоприменительная практика больше в защиту потребителей, поэтому не надо бояться идти в суд, заключил Олег Прусаков.

Заведующий кафедрой финансового права Южного федерального университета Юрий Колесников заявил, что новые тенденции и явления в потребительском рынке ломают парадигму сложившихся общественных отношений. По его словам, по смыслу Закона № 259-ФЗ инвестиционная платформа предоставляет возможность физлицу предоставлять займы хозяйствующим субъектам без участия банков. В этом случае он перестает быть слабой стороной и возникает вопрос: можно ли считать инвестором такое лицо?

По мнению спикера, при использовании инвестиционной платформы гражданин может столкнуться с рядом проблем: это невозврат займов заемщиком и ненадежные рейтинги заемщиков, за составление которых платформа не несет никакой ответственности. При этом отсутствует достаточное информационное взаимодействие между операторами таких платформ, что создает потенциальные риски для их пользователей, а гражданам-инвесторам может быть предъявлен к уплате НДФЛ в случае банкротства заемщика.

В свою очередь судья Одинцовского городского суда Константин Москвин сказал, что категория потребительских споров очень важна, именно в них некоторые граждане впервые сталкиваются с судебной системой. Покупки, совершенные через Интернет, чрезвычайно популярны, однако покупателей в Сети подстерегает много рисков и трудностей. Так, на интернет-сайтах может отсутствовать необходимая информация о продавце, которая понадобится для возможного составления иска, в котором указывается наименование ответчика. В связи с этим достаточная идентификация продавца товара повышает шансы на своевременное разрешение судебного спора. Кроме того, как подчеркнул судья, на практике не до конца решен правовой статус переписки в мессенджерах в качестве средств доказывания. Он также обратил внимание на незначительную роль общественных объединений потребителей в судебных тяжбах. По его мнению, формальный подход при рассмотрении судами гражданских споров должен быть искоренен, поскольку в таких спорах нужен детальный подход.

Директор юридического департамента СПАО «Ингосстрах» Татьяна Комарова отметила, что в фокусе внимания правоприменительной практики по-прежнему находится потребитель. Из-за наличия пробелов в законодательстве о страховом рынке отстаивание нарушенных потребительских прав в спорах по ДТП трансформировалось в некий «бизнес», который в конечном счете вредит интересам россиян. По ее словам, в 80% случаев споры, которые поступают в суды, имеют двухлетнюю давность. Необходимо продолжать двигаться в сторону натурального ремонта, однако из-за текущей пандемии дилеры не поставляют запчасти своевременно, что влечет выплату страховщиками неустойки.

Вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ, советник АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и Партнеры» Елена Авакян подчеркнула, что в целях достижения баланса в обсуждаемой сфере правоприменителям не стоит исходить из «невменяемости» участников гражданского оборота, в том числе и потребителей. Соответственно, оголтелые патерналистские идеи – вовсе не то, чем следует руководствоваться в защите прав потребителей. В связи с этим инвестиционные платформы, которые созданы совсем недавно, не нуждаются в распространении на них Закона о защите прав потребителей, так как инвесторы осознают собственные риски. «Поиск баланса лежит во взаимной добросовестности», – подчеркнула она. По мнению эксперта, подачу огромного числа суброгационных исков в арбитражные суды со стороны страхового бизнеса нельзя расценивать как добросовестное поведение.

Елена Авакян также отметила, что в настоящее время LegalTech-решения активно идут в область потребительского рынка, поэтому крайне желательно, чтобы сервисы подобного рода появились и на портале госуслуг. Тем не менее в Закон о защите прав потребителей до сих пор не внесены в должном количестве изменения, защищающие людей, совершающих покупки в Интернете. Большинство проблем крупных компаний возникает из-за того, что некоторые их работники пытаются создать схемы обхода действующих правил, за что вынуждены расплачиваться добросовестные граждане.

Зинаида Павлова

Поделиться