Лента новостей
«Главное – это адвокатская деятельность и те, кто ею занимается»
Диалог адвокатуры с представителями других юридических профессий
Ценные практические советы защитникам
Мнения
Как корабль назовете, так корабль и поплывет
Интервью
Как правильно построить защиту
В Госдуму внесен законопроект о прекращении действия международных договоров Совета Европы
Как отмечается в пояснительной записке, Конвенция о защите прав человека и основных свобод и другие международные договоры прекратили свое действие для России с 16 марта 2022 г., после того как Комитет министров СЕ принял резолюцию о прекращении членства РФ
По мнению вице-президента ФПА РФ Олега Баулина, было бы странным сохранение либо возможность сохранения в отношении России правил, организационных и юрисдикционных процедур, предусмотренных международными договорами и актами Совета Европы, с учетом современной ситуации в Европе и отношения к России. Значимые положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод, иных договоров Совета Европы последовательно имплементированы в российское законодательство, многие прецедентные решения ЕСПЧ не только нашли отражение в разъяснениях Верховного Суда РФ и судебной практике, но и повлекли изменение законодательного регулирования, качество российского законодательства на настоящий период таково, что обеспечивает возможность защиты прав и свобод человека, отметил он.
17 января Владимир Путин внес в Госдуму законопроект № 279220-8, которым предлагается прекратить действие в отношении Российской Федерации международных договоров Совета Европы. В их число вошли:
Устав Совета Европы от 5 мая 1949 г.;
Генеральное соглашение о привилегиях и иммунитетах Совета Европы от 2 сентября 1949 г. (Протоколы к нему: от 6 ноября 1952 г.; Второй от 15 декабря 1956 г.; Четвертый от 16 декабря 1961 г.; Пятый от 18 июня 1990 г.; Шестой от 5 марта 1996 г.);
Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. (Протоколы к ней: № 1 от 20 марта 1952 г.; № 2 от 6 мая 1963 г.; № 3 от 6 мая 1963 г.; № 4 от 16 сентября 1963 г.; № 5 от 20 января 1966 г.; № 7 от 22 ноября 1984 г.; № 8 от 19 марта 1985 г.; № 11 от 11 мая 1994 г.; № 14 от 13 мая 2004 г.; № 15 от 24 июня 2013 г.);
Европейская конвенция о пресечении терроризма от 27 января 1977 г.;
Европейская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 г.;
Европейская социальная хартия (пересмотренная) от 3 мая 1996 г.
В пояснительной записке к законопроекту отмечается: 25 февраля 2022 г. Комитет министров Совета Европы принял резолюцию о приостановлении представительства Российской Федерации в уставных органах Совета Европы. В этих условиях Россия 15 марта 2022 г. официально уведомила Генерального секретаря Совета Европы о намерении выйти из Совета Европы на основании ст. 7 Устава Совета Европы (регулирует порядок добровольного выхода), а также денонсировать Конвенцию о защите прав человека и основных свобод.
«16 марта 2022 г. Комитет министров Совета Европы, грубо нарушив Устав Совета Европы, принял резолюцию о прекращении членства России в Совете Европы с этой же даты. Российская Федерация исходит из того, что названная Конвенция и другие упомянутые международные договоры Совета Европы прекратили свое действие для России с 16 марта 2022 г.», – указано в пояснительной записке.
Кроме того, поясняется, что сумма российского взноса в бюджеты Совета Европы и его частичных соглашений за 2022 г. должна была составить около 33,7 млн евро. В связи с прекращением членства России в Совете Европы было решено выплатить взносы только за период пребывания в этой организации – с 1 января по 15 марта 2022 г. Общая сумма составила около 5,7 млн евро.
Согласно законопроекту, его принятие также потребует внесения изменений в законодательство о чрезвычайном и военном положении.
Вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ Олег Баулин отметил, что сами положения рассматриваемого законопроекта вряд ли способны вызвать удивление. Наоборот, странным, по его мнению, выглядело бы сохранение либо возможность сохранения в отношении России правил, организационных и юрисдикционных процедур, предусмотренных международными договорами и актами Совета Европы, с учетом современной ситуации в Европе и отношения к России.
«Вопрос, многое ли мы утрачиваем после прекращения членства в СЕ и выхода из-под юрисдикции ЕСПЧ, обсуждался и еще долго будет обсуждаться юристами. Уверенно можно сказать: значимые положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод, иных договоров Совета Европы последовательно имплементированы в российское законодательство, многие прецедентные решения ЕСПЧ не только нашли отражение в разъяснениях Верховного Суда РФ и судебной практике, но и повлекли изменение законодательного регулирования. Качество российского законодательства на настоящий период таково, что обеспечивает возможность защиты прав и свобод человека», – прокомментировал Олег Баулин.
Подробная информация опубликована на «АГ».
Анжела Арстанова