Лента новостей
Адвокатам важно вырабатывать коммуникативные навыки
Суд может иначе оценить обстоятельства дисциплинарного проступка адвоката
«На адвокатов – основной упор в борьбе за права человека»
Мнения
Мы хотим гордиться не только профессиональными достижениями коллег
Интервью
Выполнение обязанностей по защите прав и свобод невозможно без сплоченности адвокатуры
В первом чтении приняты комплексные поправки в Закон об адвокатуре
Законопроект, в частности, предусматривает повышение требований к уровню образования претендентов на получение статуса адвоката, создание Единого государственного реестра адвокатов, закрепление статуса КИС АР
12 апреля Государственная Дума ФС РФ приняла в первом чтении проект поправок в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (законопроект № 301952-8). Поправки были представлены Минюстом России на общественное обсуждение еще 2 декабря 2021 г. Ранее адвокаты проанализировали документ, отметив, что его наиболее значимой новацией является создание Единого реестра, который позволит уменьшить, а возможно, и искоренить акты мошенничества в сфере оказания юридической помощи. Они положительно высказались об инициативе законодательного закрепления статуса КИС АР, указав, что современные информационные подходы значительно облегчат системное взаимодействие органов адвокатского самоуправления, адвокатских образований и адвокатов как между собой, так и с внешним миром. Как указывал вице-президент ФПА РФ Олег Баулин, доработанная редакция законопроекта, внесенная в Госдуму, согласована с Советом ФПА РФ и является результатом длительной совместной работы министерства и Федеральной палаты адвокатов РФ. В частности, из поправок, предложенных в ст. 17 Закона об адвокатуре, была исключена норма, предоставляющая Минюсту право на судебное оспаривание решения, принятого советом адвокатской палаты.
Предложены комплексные перемены
Как сообщает «АГ», поправками предусматривается создание Единого государственного реестра адвокатов, который станет единственным федеральным государственным информационным ресурсом, содержащим достоверные сведения об адвокатах. В такой реестр также будут включаться сведения о претендентах, не сдавших квалификационный экзамен, что, как полагают авторы проекта, позволит исключить случаи сдачи экзамена с нарушением срока. В соответствии с проектом, право осуществлять адвокатскую деятельность будет наступать только с момента внесения сведений об адвокате в Единый реестр. Полномочия по ведению, определению порядка ведения и состава сведений данного реестра будут закреплены за Минюстом России.
Ранее вице-президент ФПА Елена Авакян обращала внимание на то, что на сегодняшний день региональные реестры в должной степени не отвечают признакам публичной достоверности и практически очень часто в них наблюдаются разночтения, в том числе большое количество «мертвых душ». Елена Авакян заключила, что Единый реестр – это плюс, а не минус: «Важно иметь возможность полагаться на данные этого реестра как на публичную достоверную информацию».
Законопроектом планируется уточнить требования к адвокатскому запросу. Для недопущения случаев заключения соглашений между адвокатом и доверителем, предметом которых было бы только направление адвокатского запроса, будет введено соответствующее изменение в п. 1 ст. 6.1 Закона, согласно которому направление адвокатского запроса (запросов) не может являться самостоятельным предметом соглашения об оказании юридической помощи.
Проектом планируется дополнить ст. 6.1 Закона об адвокатуре п. 4.1, предоставляющим право в течение десяти календарных дней со дня получения адвокатского запроса возвратить его адвокату без ответа, если в компетенцию соответствующей организации или должностного лица не входит решение вопросов, поставленных в адвокатском запросе. Заместитель председателя Комиссии по этике и стандартам ФПА РФ Василий Раудин, напротив, посчитал, что указанное изменение направлено на ускорение процесса обмена информацией и на усиление защиты прав доверителей.
Предлагается повысить требования к уровню образования претендентов на получение статуса адвоката. Так, претендовать на получение такого статуса смогут лица, имеющие высшее юридическое образование одновременно по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации «магистр» и диплом бакалавра по направлениям подготовки «Юриспруденция» или «Обеспечение законности и правопорядка».
Законопроектом предусматривается, что при получении статуса адвоката потребуются медицинские документы о том, что претендент не состоит на учете в наркологическом и психоневрологическом диспансерах в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.
Поправками предлагается наделить Минюст России наряду с его территориальными органами правом вносить соответствующие представления в адвокатские палаты субъектов РФ. При этом закрепляется обязанность для совета адвокатской палаты рассматривать все представления, внесенные Минюстом и его территориальными органами, и возбуждать по ним дисциплинарные производства.
Проектом в п. 3 ст. 15 Закона приводится перечень судов и прокуратур, в здания которых адвокаты могут проходить по удостоверению.
Василий Раудин напомнил, что семь лет назад в законе вообще не было нормы о доступе адвоката в здания каких бы то ни было органов по удостоверению; в 2016 г. такая норма появилась и затронула проход в здания ряда судов и прокуратур. «Это была огромная победа адвокатского сообщества, существенно укрепившая статус удостоверения адвоката как документа. Безусловно, хотелось бы, чтобы при предъявлении удостоверения адвокат мог проходить в здания большего числа государственных органов. Но, как мы видим, эта задача может быть решена только поступательно, шаг за шагом. Законопроект содержит очередной такой шаг: адвокаты могут получить возможность проходить по удостоверению в здания практически всех судов в РФ. И это нельзя не приветствовать», – резюмировал адвокат.
Законопроект для адвокатского сообщества ожидаем
В Законе об адвокатуре планируется закрепить статус КИС АР как автоматизированной информационной системы, предназначенной для комплексной автоматизации деятельности Федеральной палаты адвокатов РФ, региональных адвокатских палат, адвокатских образований и адвокатов.
В комментарии «АГ» Елена Авакян поясняла, что целью создания КИС АР была интеграция адвокатуры в том числе в систему цифровой трансформации общества, которая сегодня развивается семимильными шагами. Речь идет о появлении возможности взаимодействия с органами государственной власти через электронные сервисы, появлении статуса адвоката на портале госуслуг с возможностью направления адвокатского запроса, интеграции через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) с судами, МВД, прокуратурой, вплоть до записи в СИЗО через личный кабинет. Все это категорически невозможно до появления нормативных оснований, уточняла она.
Елена Авакян также обратила внимание на то, что КИС АР с точки зрения информационной безопасности обладает высокой степенью защищенности. Она добавила, что многие идеи, которые были свойственны государству в части электронного контроля за адвокатурой, удалось нивелировать именно благодаря появлению данной системы.
Подробная информация опубликована на advgazeta.ru.
Анжела Арстанова