Лента новостей

29 февраля 2024 г.
В эфире – «Лучше спросите мэтра»
Президент ФПА РФ ответила на вопросы молодых адвокатов
29 февраля 2024 г.
Светлана Володина: «Суть нашей профессии – уметь не отчаиваться»
Президент ФПА РФ стала героиней второго выпуска проекта СМАР «Лучше спросите мэтра»
29 февраля 2024 г.
Отсутствуют основания утверждать, что право нарушено
КС отклонил жалобу на нормы УПК, позволяющие использовать как доказательство сведения, полученные от адвоката

Мнения

Сергей Шилов
29 февраля 2024 г.
Помочь пожилым людям найти верные ответы на их вопросы
Об участии в онлайн-проекте «Школа правовой грамотности»

Интервью

Работать во благо адвокатуры, во благо людей
1 февраля 2024 г.
Юрий Денисов
Работать во благо адвокатуры, во благо людей
1 февраля 2024 г. отмечает профессиональный юбилей президент АП Владимирской области Юрий Васильевич Денисов

Цифровая зрелость сама не наступит

11 апреля 2022 г. 15:31

Как объяснить ребенку, что его поведение в Сети не должно отличаться от поведения в реальной жизни


Федеральный союз адвокатов России (далее – ФСАР) подготовил детальную инструкцию для родителей, как защитить детей в Интернете. При этом юристы не только предупреждают об опасностях, которые подстерегают детей в киберпространстве, но и дают конкретные рекомендации, как поступать, чтобы несовершеннолетний подросток не стал жертвой кибермошенничества или кибербуллинга.

Сегодня проблемы и угрозы, с которыми сталкиваются дети и родители в сети «Интернет», – сложная тема ввиду несформировавшихся правильных механизмов детско-родительского взаимодействия. Однако их игнорирование или только запретительные методы не отменяют потребности в поиске оптимального решения, что является отрицательной характеристикой в отношении обеспечения информационно-психологической безопасности ребенка.

Формирование механизмов взаимодействия между родителями, детьми, а также педагогами в современном информационном обществе должно происходить на основе стимулирования детей к восприятию правильных моделей поведения в Интернете. Взрослым необходимо осознать, что виртуальная реальность таит в себе вполне реальные опасности, в каком-то смысле Интернет сейчас даже опаснее, чем улица.

Составители инструкции, прежде всего ее автор – руководитель проекта ФСАР «Женское право», ассистент кафедры «Административное, экологическое, информационное право» Российского университета транспорта (МИИТ) Татьяна Сустина, дают родителям и учителям ряд советов, направленных на то, чтобы ребенок не оказался один в виртуальном мире и был под постоянным контролем взрослых, которые смогу уберечь его от ряда опасностей.

Каждому родителю следует предпринять следующие превентивные действия:

1. Ознакомить ребенка с ответственным использованием Интернета, например, со свободой выражения мнений и ее ограничениями.

2. Объяснить ребенку, что поведение в Интернете не должно отличаться от поведения в реальной жизни, а фото на аватарке в виде аниме-персонажа и выдуманное имя – не гарантия конфиденциальности.

3. Научить ребенка тому, что действия, например, комментарии с угрозами, оставленные в Интернете, помимо причинения вреда жертве влекут за собой реальные юридические последствия.

4. Установить родительский контроль на цифровые устройства своего ребенка и регулярно проверять его учетные записи в социальных сетях и мессенджерах.

Кроме того, взрослым следует регулярно разговаривать с ребенком о проблемах, произошедших в Сети и в школе со сверстниками; рассказывать ему о рисках, связанных с использованием новых средств защиты личных данных и их конфиденциальности; по возможности сообщить ребенку о необходимости уважать права на неприкосновенность частной жизни и изображения своих товарищей.

Причем в инструкции и сопутствующих материалах говорится, что регулирование поведения ребенка в Интернете и родительский контроль не должны осуществляться посредством тотальных запретов, однако стоит учитывать возраст ребенка и уровень его цифровой зрелости.

Среди опасностей для детей в сети «Интернет» эксперты выделяют кибербуллинг и кибермошенничество.

Кибербуллинг – когда один или несколько человек используют Интернет (чаще всего соцсети, мессенджеры, онлайн-игры), чтобы оказывать на ребенка моральное давление. Необходимо делать скриншоты таких сообщений, заблокировать автора сообщений и обратиться в техподдержку сервиса для блокировки аккаунта, с которого пишет агрессор. Но прежде всего родитель должен вовремя заметить, что с ребенком что-то не так, и откровенно поговорить с ним, т.е. за ребенком надо внимательно наблюдать. Нередко сам он первым за помощью к взрослым не обратится.

Если же в отношении несовершеннолетнего произошло кибермошенничество, родителям в первую очередь нужно успокоить ребенка. Авторы инструкции дают также следующие советы: не заставлять его испытывать чувство вины (даже взрослые становятся жертвами киберпреступников), при этом поделиться с ребенком своими эмоциями, сопереживать ему; фиксировать доказательства, делая скриншоты; они будет полезны, если взрослые захотят установить и привлечь обидчика к ответственности. Для этого нужно позвонить в банк и попытаться приостановить операцию, если ребенок передал сведения платежного средства или совершил покупки без разрешения родителей, а если приостановить операцию невозможно – обратиться в банк с требованием зафиксировать данные мошенника; написать заявление о совершении преступления в свободной форме, можно от руки и подать его в ближайший к дому отдел полиции.

Предлагается также не сохранять способ оплаты на смартфоне, планшете или игровой приставке (особенно если эти устройства являются общими) – это предотвратит несанкционированные покупки ребенком; защитить свои устройства, выполняя регулярные обновления и выбирая сложные пароли. Нужно следить, чтобы устройство родителя не было привязано к устройству ребенка.

Наконец, во избежание неприятностей следует использовать программы родительского контроля, которые позволяют:

1. Создавать различные типы профилей (адаптация ограничений в соответствии с возрастом ребенка. Выбирая профиль ребенка, он переходит в закрытое киберпространство. У него будет доступ только к выбору определенных сайтов, соответствующих его интересам и возрасту. Выбрав профиль подростка, можно предоставить свободный доступ к Интернету, при этом установить фильтр незаконных сайтов (экстремизм, расизм, наркотики) и неподходящие для несовершеннолетних (сексуализированная тематика, насилие, азартные игры).

2. Запретить доступ к неподходящему, конфиденциальному или оскорбительному контенту.

3. Ограничивать время подключения, установив расписание доступа в Интернет или квоты часов за период.

4. Ограничивать доступ к играм, приложениям.

5. Контролировать цифровое использование ребенком Сети, имея доступ к его истории просмотров и различным статистическим данным.

Если же дети уже достигли определенного уровня «цифровой зрелости», то наиболее эффективным способом обеспечения прав детей в Интернете является, вероятно, предоставление детям инструментов для того, чтобы они могли защититься сами от угроз в Интернете и в большей мере осознать свои возможности, повышая уровень осознания потенциальных рисков и долгосрочных последствий обмена личной информацией в Интернете.

Поделиться