Лента новостей

24 января 2025 г.
Обсудили пути дальнейшей работы
Вице-президент ФПА РФ Гасан Мирзоев выступил на заседании Попечительского совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом
24 января 2025 г.
О предоставлении адвокатами статистической отчетности
Федеральная палата адвокатов РФ обратилась к руководителю Федеральной службы государственной статистики с просьбой дать разъяснения
24 января 2025 г.
ФПА РФ приглашает на онлайн-презентацию книг по управлению адвокатским образованием
4 февраля 2025 года в 17:00 (по московскому времени) в ФПА РФ в режиме видео-конференц-связи будут представлены книги, опубликованные в рамках издательского проекта ФПА РФ и Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».  

Мнения

Игорь Поляков
21 января 2025 г.
Учебник как основа юридических знаний любого адвоката
О пользе дополнительного изучения теории той отрасли права, в которой адвокат специализируется

Интервью

Наука – путь к самосовершенствованию и возможность принести пользу обществу
28 декабря 2024 г.
Алексей Шаповал
Наука – путь к самосовершенствованию и возможность принести пользу обществу
Впервые в отечественной правовой науке юрист Алексей Шаповал защитил диссертацию междисциплинарного характера, где сформулировал общий перечень задач адвоката в любых неотложных следственных действиях

Цифровая трансформация общественных отношений

20 мая 2020 г. 18:12

Взаимосвязи и взаимопроникновения IT-процессов и социальной жизни имеют серьезные последствия для межличностных отношений


20 мая в рамках вебинара ФПА РФ по повышению квалификации адвокатов доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ, к.ю.н Александр Остроушко выступил с лекцией на тему «Регулирование информационных отношений в сети "Интернет”».

В начале своего выступления Александр Остроушко отметил, что главная особенность современного цифрового общества – интеграция информационно-коммуникационных технологий в повседневную жизнь. Взаимосвязи и взаимопроникновения IT-процессов и социальной жизни имеют серьезные последствия для межличностных отношений. 

Информационные отношения, как пояснил лектор, – это весь комплекс общественных отношений, возникающих при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; применении информационных технологий; обеспечении информационной безопасности. 

Интернет является самой известной и самой глобальной из всех сетей телекоммуникации, распространяется практически на все социальные сферы и процессы. Это в свою очередь требует четкой нормативной регламентации отношений. Как заметил эксперт, проблемой законодательного регулирования интернет-отношений, в первую очередь, является отсутствие точного законодательного определения термина «Интернет», которое бы отражало всю его современную сущность.

Говоря об информации как основе Интернета, Александр Остроушко уточнил, что распространение информации – это действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц. Действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц, определяют понятие «предоставление информации».

Особенностью Интернета, как разъяснил лектор, является то, что распространение информации может идти через ее предоставление. В данном случае вторжение норм права в регулирование информации повлекло за собой проблему быстрого изменения тактики подачи данных. Воздействие перемещается из публичных ресурсов в Сети (распространение) в ее закрытые разделы или же используется индивидуальное воздействие с помощью мессенджеров, СМС-сообщений и другими способами (предоставление).

По мнению Верховного Суда РФ, высказанному в Обзоре от 21 апреля 2020 г. № 1, следует учитывать, что публичный характер распространения заведомо ложной информации может проявляться в использовании для этого в том числе мессенджеров (WhatsApp, Viber и других), в массовой рассылке электронных сообщений абонентам мобильной связи.

«В случае, если человек не был инициатором, а просто переслал информацию, чтобы ею поделиться, скорее всего нельзя говорить о распространении. Если же он был последним в цепочке, и это сообщение уже технические возможности не позволяли дальше переслать, но человек каким-то образом его сохранил, скопировал, сфотографировал и после этого инициировал цепочку заново, то, думаю, в данном случае наш судебный орган будет квалифицировать эти действия как распространение информации», – сказал эксперт.

Лектор привел классификацию информации. Так, в зависимости от категории доступа к ней информация подразделяется на общедоступную и на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами. В зависимости от порядка предоставления или распространения информация бывает свободно распространяемой, предоставляемой по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях, подлежащей предоставлению или распространению в соответствии с федеральными законами. Кроме того, выделяют информацию, распространение которой в РФ ограничивается или запрещается.

Александр Остроушко остановился на понятии «общественно (социально) значимая информация (сведение)». Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определяет его как «недостоверную общественно значимую информацию, распространяемую под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи».

ВС РФ добавил, что к общественно значимой информации может быть отнесена также информация об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых в связи с этим мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств.

В свою очередь практика говорит, что судам при рассмотрении конкретных дел надлежит учитывать, что сведения о частной жизни, в особенности интимного характера, не могут признаваться общественно значимой информацией только потому, что они касаются публичного (широко известного в обществе) лица, включая представителей творческих профессий. Это позиция Конституционного Суда РФ, изложенная в Определении от 12 февраля 2019 г. № 274-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб Безрукова Сергея Витальевича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 152.2 Гражданского кодекса Российской Федерации».

Спикер обратил внимание, что распространение новой коронавирусной инфекции повлекло ужесточение законодательства. Он напомнил слушателям вебинара, что Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. № 100-ФЗ в Уголовный кодекс РФ введены две новые статьи: ст. 207.1 (Публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан) и ст. 207.2 (Публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее тяжкие последствия). Как разъясняется в Обзоре ВС РФ от 21 апреля 2020 г. № 1, публичный характер деяния может проявляться в распространении информации как через СМИ или Интернет, так и в виде выступлений на собрании, митинге, распространении листовок и др.

Александр Остроушко рассказал об аспектах ограничения доступа к сети «Интернет», а также особенностях предоставления информации.

Отдельное внимание лектор уделил вопросу регулирования информационных отношений несовершеннолетних. В условиях распространения коронавируса в первую очередь поставлены под угрозу отношения, права и свободы несовершеннолетних, особенно в процессе перевода их на дистанционное обучение и в процессе тех решений, которые принимаются по ограничению доступа в Интернет с территорий образовательных организаций, подчеркнул Александр Остроушко. По его мнению, наметившаяся в последнее время в российском законодательстве тенденция регулирования информационных отношений путем усиления процедур технического контроля и введения запретов неэффективна. Вопрос о наличии у несовершеннолетних определенных информационных обязанностей остается дискуссионным.

С презентацией спикера можно ознакомиться здесь.

Обращаем внимание, что сегодня, 20 мая, вебинар будет доступен до 00.00 (по московскому времени). Повтор трансляции состоится в воскресенье, 24 мая.

Анна Стороженко


Поделиться