Лента новостей

23 апреля 2024 г.
Построить мосты между бизнесом и разными юридическими профессиями
В Санкт-Петербурге при поддержке ФПА РФ прошла практическая конференция «Защита бизнеса – LEGAL DIALOGUE 2024»
22 апреля 2024 г.
Комплексные поправки в Закон об адвокатуре вступили в силу
Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации”»

Мнения

Тимофей Жирнов
22 апреля 2024 г.
Основная цель – сделать квалифицированную юридическую помощь доступной каждому нуждающемуся в ней гражданину
Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи в МФЦ, Брянском филиале Фонда «Защитники Отечества» и Негосударственном центре бесплатной юридической помощи при АП Брянской области

Интервью

Адвокатура – это своего рода семья
12 апреля 2024 г.
Александр Илькун
Адвокатура – это своего рода семья
Роль женщин в адвокатуре сложно переоценить

Тонкости квалификации

29 апреля 2020 г. 19:47

Адвокатам рассказали об аспектах корпоративного мошенничества и злоупотребления полномочиями в корпоративной сфере


29 апреля в ходе очередного вебинара ФПА РФ по повышению квалификации адвокатов с лекцией на тему «Уголовная ответственность в корпоративных отношениях. Актуальные вопросы квалификации» выступил доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой уголовного права факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», советник Адвокатского бюро «ЗКС» Геннадий Есаков.

В начале своего выступления Геннадий Есаков отметил, что судебная практика по рассматриваемой категории дел, во-первых, носит «хаотичный» характер – в ней имеются противоречивые решения, во-вторых, – «рудиментарный» характер, иными словами, является уникальной – это единичные случаи тех уголовных дел, по которым состоялись приговоры, и они же вступили в законную силу.

В ходе лекции Геннадий Есаков рассказал о преступлениях, связанных с преступным движением капитала, и о нормах, которые могут быть применены в случае установления факта такого движения капитала. Блок этих норм лектор условно разделил на две большие ситуации: корпоративное мошенничество, квалифицируемое по ст. 159 УК РФ, и злоупотребление полномочиями в корпоративной сфере – по ст. 201 УК РФ.

Отдельное внимание эксперт уделил характеристике корпоративного мошенничества в разрезе двух возможных ситуаций: использование подставных лиц и вывод активов.

Как отметил спикер, появившиеся сравнительно недавно ст. 173.1, 173.2 УК РФ ориентированы на использование подставных лиц в процессе деятельности организации. В частности, ст. 173.1 УК РФ ориентирована на привлечение к уголовной ответственности тех лиц, которые выступают инициаторами использования подставных лиц (фактические руководители организаций. «Эта статья устанавливает ответственность за действия субъектов, которые “внедряют” своих лиц в Единый государственный реестр юридических лиц», – пояснил он.

Геннадий Есаков обратил внимание на достаточно широкое понятие подставного лица, которое на сегодняшний день имеет два основных «преломления». Первая разновидность – это те подставные лица, путем введения в заблуждение либо без ведома которых были внесены данные о них в ЕГРЮЛ. Вторая разновидность – подставные лица, являющиеся органами управления юридического лица, у которых отсутствует цель управления юридическим лицом. «При второй разновидности подставных лиц от лица фактически не требуется совершения своего рода активных действий для того, чтобы стать подставным лицом – ему достаточно представить соответствующие документы. Второй важный момент – в судебной практике по ст. 173.2 в основном к уголовной ответственности привлекаются лица, которые являются “массовыми” учредителями, руководителями юридических лиц», – разъяснил эксперт.

Давая характеристику составу преступления по ст. 173.2 УК РФ, лектор подчеркнул, что «в данном случае закон сформулирован “изящно”: он наказывает не саму по себе деятельность в качестве номинального руководителя, а “позволение” сделать себя подставным лицом. Это “массовая статья” для привлечения к уголовной ответственности подставных руководителей».

По словам спикера, статистика привлечения лиц к ответственности по ст. 173.1 и 173.2 УК РФ с каждым годом растет, механизмы применения этих норм все более отрабатываются.

Геннадий Есаков подробно остановился на ситуациях вывода активов, а именно: какие движения капитала в корпоративной сфере потенциально могут подпадать под действие ст. 159 УК РФ исходя из существующей судебной практики.

«Если мы говорим о корпоративном мошенничестве в форме движения капитала, то в подавляющем случае это самое движения капитала с точки зрения квалификации связано с перемещением прав на чужое имущество путем обмана или злоупотреблением доверия», – отметил лектор.

Спикер обратил внимание, что в уголовном праве выстроена своя специальная конструкция «фактического владельца», которая применяется как для обвиняемого, так и для потерпевшего. «Эта конструкция является чистым вопросом факта, то есть в уголовном праве это продукт “судейского креативизма”, не имеющий четких нормативных критериев», – добавил он.

Кроме того, в судебной практике сложилась устойчивая практика квалификации вывода одним фактическим владельцем имущества (права на имущество) корпоративных активов по заведомо заниженной стоимости в отсутствие осведомленности об этом иных фактических владельцев как мошенничества ввиду наличия обмана и злоупотребления доверием.

Говоря о противоправности, как о важном признаке корпоративного мошенничества, лектор уточнил, что в большинстве случаев в судебной практике противоправное движение капитала между организациями связано с нарушением порядка совершения тех или иных сделок с точки зрения гражданского законодательства. Самый типичный вариант совершения такого рода преступления – это ситуации, когда нарушается порядок совершения экстраординарных сделок, то есть крупных сделок и сделок с заинтересованностью.

Геннадий Есаков рассказал также об аспектах злоупотребления полномочиями в корпоративной сфере. Он обратил внимание, что в случае, когда в организации создан не совет директоров, а например, наблюдательный совет, его члены формально не подпадают под действие примечания 1 к ст. 201 УК РФ, поскольку это и не совет директоров, и не иной коллегиальный исполнительный орган.

В завершение лекции Геннадий Есаков ответил на вопросы слушателей вебинара.

С презентацией спикера можно ознакомиться здесь.

Обращаем внимание, что сегодня, 29 апреля, вебинар будет доступен до 00.00 (по московскому времени). Повтор трансляции состоится в субботу, 2 мая.

Анна Стороженко

Поделиться