Лента новостей
«Нам нужна защита нашей профессии»
«Адвокатуру ждут великие будни и новые герои»
Фильм-благодарность адвокатам
Мнения
Тайна под прикрытием
Интервью
Выполнение обязанностей по защите прав и свобод невозможно без сплоченности адвокатуры
Суды присяжных гуманнее профессиональных судов
О расширении компетенции судов с участием присяжных заседателей в эфире телеканала «Россия 1» рассказала член Совета ФПА РФ, советник ФПА РФ Елена Авакян
Ведущие программы «Утро России» Анастасия Чернобровина и Владислав Завьялов взяли интервью у члена Совета ФПА РФ, советника ФПА РФ Елены Авакян, касающееся перспектив расширения полномочий судов присяжных. Как уже сообщалось, Верховный Суд РФ выступил с инициативой передачи судам присяжных дел об особо тяжких преступлениях, а также преступлениях в сфере предпринимательской деятельности, за исключением дел, связанных с государственной тайной.
Отвечая на вопрос, чем продиктованы предложения расширить полномочия судов с участием присяжных заседателей, Елена Авакян сказала, что «суды присяжных более гуманны, чем профессиональные суды». Так традиционно сложилось в России, так было еще в Российской империи, когда там впервые появились суды присяжных, заметила она.
У эксперта также поинтересовались, о чем свидетельствуют данные статистики, согласно которым на фоне общего количества оправдательных приговоров, составляющих менее 1%, в судах присяжных их почти одна треть. Как сообщила Елена Авакян, юристам это говорит о том, что качество работы с доказательной базой в профессиональном суде значительно снизилось. Полагая, что профессиональный судья во всем разберется, обвинение, по ее словам, зачастую не утруждает себя безупречностью доказательств. В суде присяжных такое «проходит» крайне редко, так как любой присяжный проецирует рассматриваемую ситуацию на себя, решая, что он считает действительно доказанным.
Ведущая программы Анастасия Чернобровина спросила, не является ли такая инициатива преждевременной, или стоило бы вначале разобраться с существующей практикой, когда не помогают даже очевидные видеодоказательства, из которых следует, как один человек убивает другого, но присяжные его оправдывают. «Не думаю, что речь идет о какой-то спешке, поскольку вопросы о полномочиях судов присяжных обсуждаются последние 20 лет», – пояснила Елена Авакян. По ее словам, никогда не бывало такого, чтобы присяжные при очевидности факта совершения преступления сочли человека невиновным. Однако возможно, что видеодоказательство не убедило присяжных, что в нем фигурирует именно тот человек, который находится на скамье подсудимых, предположила эксперт.
Касаясь вопроса о том, можно ли оспорить вердикт присяжных, Владислав Завьялов высказал мнение, что это практически невозможно, за исключением случаев, когда выявлены процедурные нарушения. Однако Елена Авакян возразила: «Хотелось бы, чтобы это было так. Но, как показывает практика, в Российской Федерации процент отмены решений, принятых на основании вердикта присяжных, более, чем высок». Так, в районных судах он достигает 37%. Причем эти отмены лишь формально считаются процессуальными.
Говоря о расширении компетенции по тяжким экономическим преступлениям, член Совета ФПА РФ заметила, что вряд ли наши граждане «так уж лояльно относятся к расхитителям социалистической собственности, как говорилось раньше». В основном присяжными соглашаются стать люди небольшого достатка, поскольку за выполнение функций присяжного платят мало. «Представляете, когда на глазах такого человека рассказывают, что было растрачено два миллиарда?». Там фактом виновности является уже то, что у тебя был доступ к этим двум миллиардам, а ты попался», – заметила Елена Авакян и закончила свое выступление цитатой: «Прекрасно было сказано в одном из романов Дюма, что членов парламента можно смутить поодиночке, но даже господин Мазарини недостаточно богат, чтобы купить их оптом».
Посмотреть видеозапись эфира можно по ссылке (интервью с членом Совета ФПА РФ Еленой Авакян начинается ориентировочно с 00:46:00).