Лента новостей

18 марта 2025 г.
Делиться знаниями – особое мастерство
В ФПА РФ обсудили миссию адвокатуры, связанную с правовым просвещением граждан
18 марта 2025 г.
Минюст России является ведомством, ответственным за очень разноплановые, сложные сферы деятельности государства
18 марта состоялось заседание расширенной коллегии Минюста России, на котором были подведены итоги деятельности ведомства за 2024 г. и определены приоритетные направления деятельности
18 марта 2025 г.
Адвокатский запрос – самое разработанное и урегулированное статусное право
Об особенностях применения статусных прав адвоката, аспектах представительства в гражданском судопроизводстве

Мнения

Елена Бондаренко
17 марта 2025 г.
Архивы палаты
Об участии молодых адвокатов в сохранении исторической памяти корпорации

Интервью

Хочется верить, что интересы адвокатского сообщества будут максимально учтены
3 марта 2025 г.
Михаил Трегубов
Хочется верить, что интересы адвокатского сообщества будут максимально учтены
Следует расширить права адвокатов как участников уголовного и гражданского процессов, установить реальный контроль за их реализацией

СПЧ продолжит взаимодействие с адвокатами

18 декабря 2020 г. 19:16

18 декабря в ТАСС в онлайн-формате состоялась пресс-конференция, посвященная результатам работы СПЧ в 2020 г.


Об основных итогах работы Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (далее – СПЧ, Совет) за год и ключевых инициативах рассказали председатель СПЧ Валерий Фадеев и члены СПЧ Борис Кравченко, Игорь Ашманов, Ева Меркачева. Участники встречи ответили на вопросы, поступившие от представителей «Адвокатской газеты» и пресс-службы ФПА РФ. Отвечая на один из них, Валерий Фадеев отметил, что, в частности, в центре внимания Совета остается тема повышения эффективности российских правоохранительной и судебной систем. По его словам, СПЧ продолжит взаимодействие с адвокатами; подготовлен законопроект, предусматривающий наделение стороны защиты правом назначать судебную экспертизу.

Представитель «Адвокатской газеты» задал вопрос о том, будет ли продолжена практика проведения специальных заседаний СПЧ по проблемам независимости адвокатуры. По итогам специального заседания Совета с участием Федеральной палаты адвокатов РФ, состоявшегося 10 марта 2016 г., в 2017 г. приняты масштабные поправки в УПК РФ о дополнительных гарантиях независимости адвокатов. (В 2016 г. Федеральная палата адвокатов РФ участвовала в подготовке рекомендаций СПЧ об обеспечении дополнительных гарантий независимости адвокатов при осуществлении ими профессиональной деятельности, и предложения ФПА РФ были включены в этот документ. Впоследствии на основе рекомендаций СПЧ подготовлен внесенный в Государственную Думу Президентом РФ проект закона об изменениях и дополнениях в УПК РФ и принят соответствующий законодательный акт – Федеральный закон от 17 апреля 2017 г. № 73-ФЗ. – Прим. ред.)

Возможно ли применение аналогичной процедуры при доработке законопроектов по предложениям вице-президента ФПА РФ Генри Резника, о которых говорилось на недавней встрече с Президентом РФ Владимиром Путиным, – о расширении компетенции суда присяжных и о наделении стороны защиты правом назначать судебную экспертизу?

Валерий Фадеев отметил, что, в частности, в центре внимания Совета по правам человека остается тема повышения эффективности российских правоохранительной и судебной систем. По его словам, СПЧ продолжит взаимодействие с адвокатами. Относительно наделения стороны защиты правом назначать судебную экспертизу он сообщил, что подготовлен законопроект, который высоко оценивает вице-президент ФПА РФ Генри Резник и поддерживают многие институты. Шансы, что этот законопроект будет принят, высоки, сказал Валерий Фадеев.

Второй вопрос представителя «Адвокатской газеты» касался предложения создать российский суд по правам человека, о котором одобрительно отозвался Президент РФ на декабрьской встрече с членами СПЧ, хотя и оговорился, что это потребует дополнительного финансирования. С этим предложением выступил член Совета Евгений Мысловский. Каким видится возможное место этого органа в системе российской судебной власти – он должен стоять над Верховным Судом РФ? Можно ли сказать, что планируется создать национальную кальку с ЕСПЧ?

Валерий Фадеев не стал подробно комментировать эту тему, поскольку, по его словам, она сложна. «Нет даже концепции суда по правам человека. Речь шла в первую очередь о том, чтобы расширить полномочия Уполномоченного по правам человека РФ, чтобы в части дел, касающихся соблюдения прав человека, он мог обращаться в суд еще до вынесения приговора. Второе – чтобы Уполномоченный мог действовать совместно с СПЧ. Также была высказана идея, что необходимо создать рабочую группу. В связи с чем появилась мысль, что если будет корректироваться законодательство, то можно и выйти на создание российского суда по правам человека, – уточнил глава СПЧ. – Но это пока только «набросок» идеи. Нужно очень тщательно подойти к данной теме. Мы будем работать над этим в следующем году».

От пресс-службы ФПА РФ был задан вопрос, касающийся ранее озвученной Валерием Фадеевым информации о том, что Совет занимается проблемой с недопуском адвокатов к своим доверителям в отдельных СИЗО, где от защитников незаконно требуют представить разрешение следователя на встречу. Какие шаги намерен предпринять Совет для решения этой проблемы?

Отвечая на этот вопрос, член СПЧ Ева Меркачева упомянула о двух проблемах. Первая – в некоторые СИЗО адвокаты просто не могли пройти. Например, в «Лефортово», где одна комната для краткосрочных свиданий, куда может зайти только один адвокат, в день могли пройти 1–2 человека. В Совет по правам человека обращались граждане, которые не получали защиту адвоката несколько месяцев. Также поступали жалобы на нарушение адвокатской тайны, поскольку все разговоры ведутся через стекло, по телефону, а значит, могут прослушиваться и записываться. Поэтому доверитель не может ничего сообщить адвокату.

Вторая проблема связана с тем, что в ряде случаев адвокатов не пускали в СИЗО без подтверждения следователем факта, что адвокат вступил в процесс по делу. Несмотря на внесенные в законодательство изменения, согласно которым не требуется никакого разрешения от следователя, чтобы пройти в следственный изолятор, некоторые СИЗО нарушали закон. По этому поводу СПЧ выносил рекомендации, а для дальнейших действий необходимо выработать стратегию, заключила Ева Меркачева.

Анна Стороженко

Поделиться