Лента новостей

4 декабря 2019 г.
На пути развития
2–3 декабря в Правительстве Москвы прошел VI Международный образовательный форум «Молодые юристы России – 2019», приуроченный ко Дню юриста
4 декабря 2019 г.
Цифровизация – адвокатам
На сайте ФПА РФ опубликован презентационный фильм о комплексной информационной системе адвокатуры России (КИС АР)
3 декабря 2019 г.
Вручены награды лучшим юристам 2019 года
Накануне церемонии, которую ежегодно проводит Ассоциация юристов России, было объявлено, что председателем АЮР избран Владимир Плигин

Мнения

Сергей Макаров
5 декабря 2019 г.
Лекарство для оздоровления адвокатского запроса
Необходима серьезная ревизия сведений с ограниченным доступом

Интервью

Нормы профессиональной этики определяют смысл адвокатской деятельности
2 декабря 2019 г.
Сергей Насонов
Нормы профессиональной этики определяют смысл адвокатской деятельности
Если ослабить эти принципы, то пропадет потребность в адвокатуре

Совету Федерации – 25

27 ноября 2018 г. 13:19

За четверть века в верхней палате российского парламента подготовлено более 2000 законопроектов, 500 из которых стали законами


26 ноября прошла научно-практическая конференция «Совет Федерации – 25 лет: практика, уроки, выводы». Высказывались как позитивные оценки деятельности Совета Федерации ФС РФ, так и критические замечания, касающиеся, прежде всего, качества законодательной деятельности.

Председатель Комитета СФ ФС РФ по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас, который открывал и вел конференцию, напомнил, что за 25 лет работы верхней палаты порядок ее формирования несколько раз менялся, однако все эти годы сенаторы выполняли важные функции: готовили законодательные инициативы и рассматривали законы, принятые Государственной Думой. Вся деятельность палаты, по его словам, была направлена на защиту прав и свобод граждан.

Напомним, что созданный в соответствии с Конституцией РФ 1993 г. Совет Федерации является одной из палат Федерального Собрания – представительного и законодательного органа государственной власти. Первый состав Совета был избран в соответствии с Указом Президента РФ от 11 октября 1993 г. Выборы проходили одновременно с референдумом по принятию новой Конституции РФ. Первое заседание Совета Федерации состоялось 11 января 1994 г. В соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 1995 года в СФ ФС РФ вошли по два представителя от каждого субъекта РФ – главы законодательных и исполнительных органов государственной власти регионов.

В 2009 г. порядок формирования СФ вновь изменился: в его состав теперь могли избирать депутатов регионального парламента или представительного органа местного самоуправления. Новый порядок вступил в силу с 1 января 2011 г. Однако в 2012 г. представителя от законодательного органа власти решено избирать только из числа депутатов этого органа. А высшее должностное лицо субъекта РФ теперь наделяет полномочиями члена СФ одного из трех кандидатов, которых он должен представить еще в ходе выборов главы региона.

В 2014 г. вступила в силу новая норма ст. 95 Конституции РФ, согласно которой в СФ входят представители Российской Федерации, назначаемые Президентом РФ, но их может быть не более 10% от числа членов РФ, представляющих органы власти субъектов РФ.

Таким образом, за 25 лет состав верхней палаты не раз претерпевал серьезные изменения. Тем не менее, как отмечалось на конференции, СФ успешно выполнял возложенные на него задачи, в том числе самые ответственные, например, принимал решения о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории РФ, о принятии в состав РФ новых субъектов, о назначении на должность судей высших судов и т.д. И, конечно, постоянно занимался законотворчеством.

За все эти годы Совет Федерации внес в Государственную Думу 205 законопроектов, 34 из них обрели форму федеральных и федеральных конституционных законов. Еще большую активность проявили члены верхней палаты. За период с 1995 г. они внесли в ГД ФС РФ 2210 законопроектов. Из них 156 в настоящее время находятся на рассмотрении, а 463 уже стали законами. Кроме того, свыше 8000 законов, принятых Государственной Думой ФС РФ, одобрены и направлены на подпись Президенту РФ.

Председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов отметил, что «политические ветры» в Совете Федерации менее значимы, чем в Госдуме, поэтому в верхней палате «меньше популизма и сиюминутных настроений, больше внимания к экспертным оценкам». В то же время он с сожалением констатировал, что у нас в стране немало «плохо написанных законов». Некоторые из них вообще не применяются или вскоре признаются утратившими силу.

Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова также полагает, что «законотворчество – это самая главная миссия Совета Федерации», он должен вносить взвешенные инициативы и оценивать законы, принятые Государственной Думой. По мнению омбудсмена, здесь сенаторам «можно было быть чуть принципиальнее, слушать запрос народа и чаяния регионов». Кроме того, Татьяна Москалькова подчеркнула важность для СФ парламентской дипломатии и деятельности, связанной с единением органов власти и гражданского общества.

О том, что система работы Совета Федерации с законами, принятыми нижней палатой, не урегулирована, говорили многие. Выступавшие на конференции ученые, например, соглашались с тем, что Совет Федерации всегда был «важным якорем политической стабильности (член Общественной палаты РФ Иосиф Дискин), но задавались вопросом, какой СФ был лучше, когда он состоял из глав регионов или в своем нынешнем профессиональном составе (директор Института государства и права РАН Александр Савенков).

О том, что Совету Федерации нужно усилить контрольную функцию, заявил заведующий кафедрой конституционного права и конституционного судопроизводства Юридического института Российского университета дружбы народов Виталий Еремян. А член СФ с 2002 по 2014 г. Анатолий Лысков полагает, что для повышения авторитета Совет Федерации должен «тщательнее контролировать законы, принимаемые Госдумой», особенно те из них, что явно противоречат Конституции.

Отвечая на конструктивную критику, Андрей Клишас заметил, что иногда качество нормы вызывает у сенаторов вопросы, однако они вынуждены учитывать политическую составляющую принятого Государственной Думой закона. «Мы оцениваем, может ли Госдума преодолеть наше вето, и в зависимости от этого либо принимаем закон, но затем предлагаем в него поправки, либо отклоняем его и направляем в согласительную комиссию», – пояснил он.

На конференции не раз затрагивались вопросы изменения действующей Конституции РФ. Но если Иосиф Дискин считает, что «нельзя поднимать вопрос о пересмотре действующей Конституции, так как это было бы крайне легкомысленно и дало бы большое преимущество нашим идеологическим противникам», то некоторые ученые-правоведы придерживаются иной точки зрения.

Так, один из разработчиков Конституции, ныне президент Ассоциации специалистов по связям бизнеса и государства «GR-Лига» Олег Румянцев, обозначив проблему «увеличивающегося расхождения между Конституцией и жизнью», высказал мнение, что надо принимать меры для того, чтобы вернуть доверие общества к органам власти. «Нельзя менять Конституцию, но улучшать ее мы обязаны», – заявил Олег Румянцев.

Константин Катанян

 

Поделиться