Лента новостей

25 июня 2025 г.
Законопроект поступит в правительство уже этим летом
Министр юстиции Российской Федерации Константин Чуйченко рассказал на ПМЭФ-2025 о предстоящей профессионализации судебного представительства на базе адвокатуры
24 июня 2025 г.
Адвокатура представила самое большое количество проектов по правовому просвещению
Советник ФПА РФ, председатель Союза молодых адвокатов России Екатерина Худова выступила на Московском молодежном правозащитном форуме «Право на будущее»

Мнения

Алексей Пауль
24 июня 2025 г.
Как платят налоги казахские адвокаты: различия с российскими коллегами
Сравнительный обзор налогообложения адвокатской деятельности в Российской Федерации и Республике Казахстан

Интервью

«Обвинительный уклон суда является притчей во языцех»
5 июня 2025 г.
Светлана Володина
«Обвинительный уклон суда является притчей во языцех»
Президент ФПА о том, с каким проблемами до сих пор сталкивается адвокатское сообщество

Ситуация стабилизировалась

21 апреля 2020 г. 20:58

В Иркутске СИЗО № 1 стало пускать адвокатов к заключенным лишь с 20 апреля вопреки официальным заверениям регионального ГУ ФСИН России


Как сообщает «АГ», ФКУ СИЗО № 1 Иркутска стало пускать адвокатов к заключенным с 20 апреля без препятствий. Президент АП Иркутской области Олег Смирнов сообщил, что с 21 апреля в палату перестали поступать жалобы адвокатов на недопуск в следственный изолятор. Между тем, до момента разрешения проблемы несколько адвокатов вынуждены были обратиться в прокуратуру и СК РФ. Комментируя ситуацию, президент ФПА РФ Юрий Пилипенко отметил, что адвокаты столкнулись с упрямством конкретного пенитенциарного учреждения, при этом борьба с очевидным беззаконием потребовала подключения сил и Адвокатской палаты Иркутской области, и ФПА, и Минюста, и ФСИН.

Напомним, ранее сообщалось, что ситуация по недопуску адвокатов в вышеуказанный следственный изолятор была взята на контроль Федеральной палатой адвокатов, уведомившей о происходящем Минюст России, который обратился во ФСИН России. 16 апреля пресс-служба ГУФСИН России по Иркутской области информировала, что встречи защитников с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными проводятся в установленном законом порядке, и руководством ГУФСИН России по Иркутской области каких-либо распоряжений, направленных на предоставление подозреваемым, обвиняемым и осужденным встреч с защитниками только совместно с сотрудниками следственных органов, не издавалось.

Читайте также:
Ситуация под контролем
После обращения Минюста России ГУ ФСИН России по Иркутской области сообщило, что встречи защитников с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными в ФКУ СИЗО № 1 проводятся в установленном законом порядке

Тем не менее еще несколько дней защитники испытывали определенные сложности при попытке попасть к своим подзащитным.

Несколько дней адвокаты не могли попасть в иркутское СИЗО

Ранее сообщалось о том, что с 13 апреля администрация ФКУ СИЗО № 1 по Иркутской области препятствовала доступу защитников к их доверителям. Из объявления, размещенного на входе в изолятор, следовало, что «осуществление права на защиту адвокатами в отношении подозреваемых, обвиняемых и осужденных <…> в рамках уголовного дела возможно только совместно с сотрудниками следственных органов». Данное распоряжение содержало ссылки на постановления главного санитарного врача ФСИН России от 16 марта и главного санитарного врача ФКУЗ МЧС-38 ФСИН России от 18 марта, а также предостережение прокуратуры Иркутской области от 6 апреля.

Читайте также:
Грубейшие нарушения конституционного права на защиту содержащихся под стражей и прав адвокатов
В Иркутске СИЗО отказывается пускать адвокатов к доверителям без сопровождения сотрудников органов следствия

С фактами недопуска к подзащитным столкнулись многие адвокаты. 14 апреля адвокаты АП Иркутской области Дмитрий Чумаков и Андрей Степанов обратились в суд по данному факту с соответствующим административным иском. Тогда же Дмитрий Чумаков направил обращение в АП Иркутской области, в котором уведомил палату о ситуации.

По факту ограничения работы адвокатов АП Иркутской области обращалась в прокуратуру

В тот же день президент АП Иркутской области Олег Смирнов направил обращение прокурору Иркутской области, в котором выразил обеспокоенность ситуацией, возникшей в связи с ограничением работы адвокатов в СИЗО-1. «Введенные в СИЗО профилактические мероприятия не должны нарушать конституционное право на защиту содержащихся под стражей граждан. Отказ пропустить к арестованному адвоката является грубейшим нарушением конституционного права на защиту содержащегося под стражей гражданина. Полагаю, что данная конфликтная ситуация может и должна быть оперативно разрешена на региональном уровне», – отмечалось в обращении.

С учетом изложенного Олег Смирнов попросил прокурора области принять необходимые меры прокурорского реагирования. Помимо обращения в областную прокуратуру аналогичные документы были направлены палатой в Управление юстиции и ГУФСИН по Иркутской области.

Прокуратура Иркутской области подтвердила факт выявленных нарушений

В своем ответе от 15 апреля на обращение региональной Адвокатской палаты прокуратура Иркутской области подтвердила факт размещения в СИЗО № 1 информации со ссылкой на собственное предостережение от 6 апреля об осуществлении права на защиту адвокатами в отношении подозреваемых, обвиняемых и осужденных в условиях следственного изолятора только совместно с сотрудниками следственного органа.

«Указанное предостережение прокуратурой области объявлено начальнику ФКУ СИЗО-1 в целях неукоснительного исполнения требований постановлений Главного государственного санитарного врача ФСИН России от 16 марта <…> и главного санитарного врача ФКУЗ МЧС-38 ФСИН России от 18 марта <…>, при этом каких-либо запретительных мер по осуществлению адвокатской деятельности по уголовным делам, в том числе по свиданиям с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными в условиях следственного изолятора, прокуратурой области не вносилось», – отмечено в ответе прокуратуры.

В документе также указывалось, что вышеупомянутое распоряжение администрации ФКУ СИЗО-1 было отменено 14 апреля по требованию прокуратуры, допуск адвокатов осуществляется в соответствии с ранее установленным порядком. Прокуратура Иркутской области также сообщила о факте принятия ею мер прокурорского реагирования по допущенным нарушениям.

ГУФСИН России настаивало на том, что им не нарушались права адвокатов

16 апреля пресс-служба ГУФСИН России по Иркутской области сообщила, что в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции в его учреждениях проводится комплекс санитарно-эпидемиологических (в том числе ограничительных) мероприятий в соответствии с постановлениями Главного государственного врача ФСИН России от 16 марта 2020 г. «С 16 марта и до особого указания во всех следственных изоляторах и колониях запрещены свидания с родственниками», – отмечено на сайте ведомства.

Для адвокатов, защитников, следователей введен особый порядок посещений учреждений, предусматривающий общение с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными с использованием средств индивидуальной защиты, а также соблюдением всех санитарно-эпидемиологических норм и правил. «Несмотря на то что в СИЗО-1 и ИК-15 идут следственные действия, встречи защитников с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными проводятся в установленном законом порядке. Руководством ГУФСИН России по Иркутской области каких-либо распоряжений, направленных на предоставление подозреваемым, обвиняемым и осужденным встреч с защитниками только совместно с сотрудниками следственных органов, не издавалось», – отмечалось на ведомственном сайте.

Ведомственная пресс-служба добавила, что подозреваемые, обвиняемые и осужденные получают свидания с защитниками по основаниям и в порядке, установленном положениями ст. 18 Закона № 103-ФЗ от 15 июля 1995 г. и УИК России.

Трудности в посещении иркутских адвокатов СИЗО сохранялись вплоть до 20 апреля

Тем не менее, несмотря на заверения ГУ ФСИН России по Иркутской области, сотрудники СИЗО № 1 еще несколько дней не пропускали адвокатов к доверителям.

Так, адвокат Дмитрий Чумаков рассказал «АГ» о том, что 16 апреля адвокаты стали без сопровождения следствия проходить к доверителям, которые являются подсудимыми. «17 апреля меня самого пустили в СИЗО № 1 к обвиняемому лишь с пятой попытки. Это было сделано только после уточняющего телефонного звонка и 15-минутного ожидания. Тем не менее моя встреча с подзащитным так и не состоялась, так как мне сообщили, что мой доверитель моется в бане в 8.30 утра, хотя такие водные процедуры у него проходят обычно после пятничного обеда. При мне также сотрудники следственного изолятора не пустили адвоката Б. к обвиняемому. Возможно, все произошедшее следует расценивать лишь как инсценировку “для галочки”. По факту получается, что с 13 по 17 апреля я все пять дней приезжал в СИЗО, но одного из своих подзащитных так и не увидел», – ранее сообщал он.

Адвокат также не согласился с заявлением ГУФСИН России по Иркутской области об отсутствии нарушений прав на защиту заключенных, опубликованным на сайте ведомства 16 апреля. «Это ложь, в чем я убеждался всю неделю и что подтвердят десятки моих коллег. Кроме того, такое заявление нужно расценивать как попытку переложить ответственность на начальника СИЗО Игоря Мокеева, который еще вчера, лично глядя мне в глаза, запретил встречу с обвиняемым. По факту руководство региональной службы пытается сделать вид, что речь просто касается “перегибов на местах”, хотя я обсуждал эту ситуацию по телефону с замначальника ГУФСИН еще 13 апреля», – отметил Дмитрий Чумаков. Он добавил, что Кировский районный суд г. Иркутска отказался принимать его административный иск под предлогом того, что из заявления не следует, каким образом нарушаются права и интересы административного истца.

Его коллега, адвокат Андрей Степанов также подтвердил, что 17 апреля сотрудники СИЗО № 1 пускали не всех защитников к доверителям. «К подзащитным, которые являются подозреваемыми или обвиняемыми, по-прежнему не пускают. Защитники могут увидеться лишь с подсудимыми, однако перед этим сотрудник бюро пропусков кому-то звонит и сообщает о приходе адвоката, а пропуск в следственный изолятор выдается лишь после этого звонка. Объявление о допуске адвоката только со следователем, ранее висевшее на входе в пенитенциарное учреждение, убрали», – ранее сообщал он.

20 апреля еще несколько адвокатов столкнулись с очередным недопуском в СИЗО № 1 к своим подзащитным. В частности, адвокат Сергей Уманец совместно с коллегами Дмитрием Дмитриевым, Владимиром Лухтиным и Романом Ефремовым составили несколько актов о нарушении федерального законодательства (имеется у «АГ»), зафиксировавших факт отказа сотрудников следственного изолятора пропустить их к доверителям.

О возникших проблемах Сергей Уманец сразу же уведомил АП Иркутской области, сообщив, что 17 и 20 апреля его не пустили к доверителю Б., находящемуся в следственном изоляторе. Адвокат также направил обращения во ФСИН и Генпрокуратуру России (имеются у редакции), в которых он указал на незаконный характер действия начальника СИЗО по недопуску к доверителю. «Действия Игоря Мокеева направлены исключительно на воспрепятствование осуществлению подозреваемыми и обвиняемыми, а также их адвокатами реализации права на защиту, они заведомо ставят защитников в неравное положение с их процессуальными оппонентами – оперативными работниками и следователями, для которых никаких ограничений по посещению подозреваемых и обвиняемых не имеется», – отмечено в обращениях адвоката.

Кроме того, Сергей Уманец направил заявления о возбуждении уголовного дела в СК России на имя Александра Бастрыкина и в СУ СКР по Иркутской области. По мнению защитника, незаконные действия начальника СИЗО Игоря Мокеева подпадают под ч. 1 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий).

В свою очередь, адвокат Дмитрий Дмитриев обратился в СУ СКР Иркутской области. В обращении защитник сообщил, что 17 и 20 апреля он в очередной раз обращался к дежурному СИЗО для пропуска к подзащитному, но та вновь отказывала ему в этом. «Незаконный отказ пропустить к заключенному адвоката является грубейшим нарушением конституционного права на защиту содержащегося под стражей гражданина», – подчеркнул адвокат.

Дмитрий Дмитриев попросил возбудить уголовное дело в отношении начальника СИЗО и его подчиненных. Защитник направил жалобу также и в прокуратуру Иркутской области. Кроме того, адвокат обратился в суд с административным иском по факту недопуска.

«На мой взгляд, ситуация в СИЗО № 1 изменилась лишь после поднятой шумихи, и 20 апреля после 11.00 сотрудники следственного изолятора стали пускать других адвокатов к их подзащитным», – рассказал «АГ» Сергей Уманец.

На сегодняшний день ситуация в СИЗО стабилизировалась

В комментарии «АГ» Сергей Уманец сообщил, что 21 апреля его свободно пропустили в СИЗО № 1, где у него должно было состояться свидание с подзащитным. В то же время адвокат посетовал на нехватку кабинетов в следственном изоляторе, которые были заняты преимущественно сотрудниками следственных органов, допрашивавшими заключенных в связи с недавним инцидентом в исправительной колонии № 15 г. Ангарска.

В свою очередь, президент АП Иркутской области Олег Смирнов отметил, что по состоянию на 21 апреля в палату не поступали обращения адвокатов по поводу их недопуска в следственный изолятор. «Наоборот, сегодня мне позвонил адвокат Сергей Уманец, который сообщил, что адвокатов свободно пускают в СИЗО № 1. Мне сложно понять логику ГУ ФСИН России, который ранее заявлял, что проблема решена, но сотрудники следственного изолятора, действительно, еще некоторое время не допускали адвокатов к заключенным. Возможно, сложившаяся ситуация была вызвана отчасти пандемией коронавируса, отчасти и недавними событиями в ИК-15 Иркутской области, из-за чего некоторая часть заключенных была перевезена из колонии в СИЗО», – отметил он.

Президент ФПА РФ Юрий Пилипенко также прокомментировал ситуацию. «Адвокаты столкнулись с упрямством конкретного пенитенциарного учреждения. Борьба с очевидным беззаконием потребовала подключения сил и Адвокатской палаты Иркутской области, и ФПА, и Минюста, и ФСИН, – заметил он. – Пару дней назад показалось, что преодолели этот произвол, но что-то опять поменялось в головах местных “тюремных вождей” и пришлось решать проблему заново. Надолго ли? Надеюсь, что да».

Поделиться