Лента новостей
Разыграли серебряный и золотой кубки
Объединить усилия для решения насущных задач
Каждый сможет получить бесплатную консультацию адвоката в ходе масштабной акции
Мнения
Корпоративное мероприятие «со смыслом»
Интервью
«Полюбить профессию, упорно работать, профессионально совершенствоваться и верить в свою звезду»
Системные нарушения демократического законодательства
Генри Резник считает, что в российских судах презумпцию невиновности заменяет презумпция достоверности материалов предварительного следствия
В программе «Человек имеет право» на «Радио Свобода», приуроченной к Дню российской адвокатуры, ведущие Марьяна Торошечникова и Наталья Джанполадова подняли проблему нарушений прав адвокатов и говорили о попытках отстранить адвоката от дела или даже упрятать его за решетку. Вице-президент ФПА РФ Генри Резник в своих комментариях отметил, что в России имеются системные нарушения прав защитников, особенно в делах, где есть властный или коррупционный интерес.
После краткого экскурса в историю и рассказа ведущих о появлении присяжных поверенных в российских судах в XIX в., а также о рождении новой российской адвокатуры, деятельность которой регулируется Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», Генри Резника спросили о том, насколько государство вмешивается в деятельность адвокатов.
«Могу со всей ответственностью сказать, что наш Закон об адвокатуре – один из самых демократических законов в мире. Мы реально независимы, и все честные профессионалы надежно защищены адвокатским сообществом, Советами адвокатских палат, в отличие, скажем, от Белоруссии». У нас, по словам Генри Резника, введен абсолютный свидетельский иммунитет для адвокатов, которых не вправе допрашивать без предварительного решения суда. Обыски в адвокатских офисах могут проводиться только по судебному решению, причем с обязательным присутствием члена Совета адвокатской палаты, наблюдающим за тем, чтобы не осуществлялись изъятия материалов адвокатского досье.
Впрочем, добавил Генри Резник, «системные нарушения имеют место – это вызовы адвокатов на допрос в качестве свидетелей с целью удалить смелого профессионального адвоката из дела, в котором есть некоторый интерес – либо властный, либо коррупционный».
Ведущие привели данные из доклада адвоката АП Краснодарского края Александра Попкова под названием «Адвокатура под ударом: насилие преследования и внутренние конфликты». Согласно этому исследованию, на практике незаконные вызовы на допрос продолжаются, причем год от года их становится все больше. В 2016 г. их было 98, а в 2018-м – 223. А обысков у адвокатов в 2016-м было 15, а в 2018-м – 40. При этом в 2018 г. из 388 ходатайств о проведении обыска суды удовлетворили 358.
Как отметили ведущие передачи, простому человеку, наряду с телефонами проверенных врача, парикмахера и других специалистов, сегодня нужно иметь под рукой телефон хорошего адвоката. Впрочем, получить вовремя помощь даже от проверенного адвоката не всегда получится. Генри Резник назвал новой системной проблемой массовые задержания по административным делам, ставшие результатами несогласованных акций. Сотни людей попадали под стражу, а правоохранительные органы использовали план «Крепость», не позволяя адвокатам попасть к подзащитным. И адвокатам пришлось пойти в суды.
Совсем недавно адвокату Марии Эйсмонт удалось добиться решения суда, признавшего незаконным ее недопуск к подзащитному в отделении полиции. Это хороший знак, но пока приходится только верить, что полицейские прислушаются к решению суда. В то же время ведущие обратили внимание на то, что законодатели ухудшают положение адвокатов, запрещая им проход в исправительные учреждения со средствами связи под совершенно необоснованным предлогом, что якобы именно таким образом нужно препятствовать созданию «тюремных колл-центров».
Говоря об обвинительном уклоне в судебной системе, Генри Резник подчеркнул, что многие проблемы существуют десятилетиями, иногда это наследие советского правосудия: «Не исчезает обвинительный уклон, практически отсутствует в судах презумпция невиновности, ее заменяет презумпция достоверности материалов предварительного следствия, а это означает перекладывание обязанности доказывания фактов на адвоката, что противоречит логике и принципу: недоказанная виновность приравнивается к доказанной невиновности». Генри Резник также заметил, что суды игнорируют ходатайства защиты, их доводы, используют удобных экспертов в делах, где и так очевидно отсутствие преступления.
В последней части программы речь зашла о политически мотивированных делах, в которых адвокаты сами становятся подозреваемыми и обвиняемыми. Генри Резник назвал возбуждение таких дел «актами устрашения» в отношении адвокатов. «Защищая честного адвоката, мы защищаем граждан, которых эти адвокаты защищают. Верьте адвокатам, это ваши заступники, независимые от государства. И эту независимость адвокатское сообщество отстаивало и будет отстаивать», – резюмировал он.