Лента новостей

24 февраля 2021 г.
Создан крайне нежелательный прецедент
Отменено решение о признании незаконным отказа следствия прекратить дело Дианы Ципиновой
24 февраля 2021 г.
Вебинар ФПА 26 февраля
26 февраля, в пятницу, состоится очередной цикл видеолекций для адвокатов
23 февраля 2021 г.
С Днем защитника Отечества!
Поздравление президента ФПА РФ Юрия Пилипенко

Мнения

Александр Гофштейн
20 февраля 2021 г.
Лицо российской адвокатуры
К 90-летию со дня рождения Генриха Павловича Падва

Интервью

Социально ориентированная коллегия
25 января 2021 г.
Александр Никифоров
Социально ориентированная коллегия
Статус исполнителя полезных услуг помогает адвокатскому образованию рассчитывать на снижение арендных ставок

Системная защита бизнеса

16 мая 2019 г. 21:59

16 мая в рамках IX ПМЮФ эксперты пытались найти баланс полномочий суда, прокуратуры, следствия и адвокатуры в сфере экономических преступлений


На дискуссионной сессии «Баланс полномочий суда, прокуратуры, следствия и адвокатуры в сфере экономических преступлений» обсуждались пути взаимодействия законодательных и правоприменительных органов для предотвращения необоснованного привлечения предпринимателей к уголовной ответственности. По итогам обсуждения вице-президент ФПА РФ Владислав Гриб предложил создать рабочую группу по реформированию уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

Открывая дискуссию, модератор сессии, которым выступил президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Александр Калинин, напомнил, что в конце двухтысячных годов в ходе реформирования уголовно-процессуального законодательства были значительно сокращены полномочия прокуратуры. Часть их была передана следственным органам, часть – суду. За время, прошедшее после данной реформы, резко увеличилось количество уголовных дел, возбуждаемых против предпринимателей, и жалоб на следственные органы со стороны предпринимателей. До 70% уголовных дел расследуются в особом порядке. Таким образом, нарушился баланс между следствием, прокуратурой и судом. Александр Калинин предложил участникам обсудить меры по решению данной проблемы.

Член Президиума, управляющий Бюро по защите прав предпринимателей и инвесторов при «Опоре России» Дмитрий Петровичев представил доклад о тенденциях в сфере защиты прав предпринимателей в уголовно-правовой и административной сферах. Он высказал мнение о необходимости возвращения прокурорского надзора на досудебной стадии, а также внесения изменений в УПК РФ в части наделения полномочиями прокурора, связанными с изменением меры пресечения на менее строгую, дачей согласия на обращение следователя в суд с ходатайством об избрании меры пресечения, о проведении следственных действий и ряда других процессуальных действий. Дмитрий Петровичев подчеркнул, что в данной работе необходимо изучить позицию экспертного сообщества и руководителей профильных ведомств.

Заместитель Генерального прокурора РФ Алексей Захаров дополнил представленный Дмитрием Петровичевым перечень полномочий прокуроров, который необходимо расширить, полномочием давать разрешение на возбуждение административных расследований в отношении предпринимателей. Эти расследования, по словам Алексея Захарова, по сути, являются внеплановыми проверками бизнеса и используются для обхода ограничений, установленных Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Он отметил, что Генеральной прокуратурой готовятся соответствующие законодательные предложения.

Статс-секретарь – заместитель министра юстиции РФ Вадим Федотов рассказал о совместной работе Министерства юстиции с судебным и адвокатским сообществами. В частности, он сообщил, что Министерство юстиции в рамках своих полномочий принимало активное участие в деятельности рабочей группы, созданной для осуществления реформирования системы судов апелляционной и кассационной инстанций, и готовило заключения на законопроекты, которыми были введены правовые основы для функционирования структурно самостоятельных апелляционных и кассационных судов в системе общей юрисдикции. Минюст разрабатывал отзывы и заключения на законопроекты, которыми унифицируются нормы процессуального законодательства о порядке и особенностях рассмотрения гражданских и административных дел в судах общей юрисдикции и арбитражных судах, а также предусматривается внедрение альтернативных методов разрешения споров, в том числе судебного примирения.

В качестве мер государственной поддержки института адвокатуры Министерством юстиции РФ в 2018 г. велась работа по внесению изменений в Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2012 г. № 1240 «О порядке и размере возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу». В результате проведенной работы Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2018 г. № 1169 с 1 января 2019 г. увеличены базовые ставки по оплате вознаграждения адвокатов. В настоящее время Минюст разработал проект федерального закона о внесении изменений в УК РФ и УПК РФ в части возмещения процессуальных издержек по уголовному делу. В соответствии с данным законопроектом предусматривается механизм возмещения осужденными лицами процессуальных издержек по уголовному делу, в том числе сумм, выплаченных за оказание юридической помощи защитникам по назначению.

Судья Верховного Суда РФ Наталья Павлова рассказала о работе ВС по обеспечению баланса публичных интересов государства и бизнеса, с одной стороны, и гражданско-правовых интересов частных субъектов – с другой. В частности, Верховный Суд привлекает к участию в заседаниях Научно-консультативного совета представителей Министерства юстиции, а также экспертное сообщество – объединения предпринимателей. Таким образом представители бизнеса реализуют возможность обсуждать наиболее острые проблемы с высшей судебной инстанцией и участвовать в разработке решений этих проблем в виде разъяснений.

Наталья Павлова отметила, что Верховный Суд уделяет особое внимание делам, касающимся взаимоотношений предпринимателей с государственными органами, где очевиден формальный подход судов и контролирующих органов. Она подчеркнула, что позиция высшей судебной инстанции заключается в том, что санкция должна быть соразмерной тому нарушению, которое совершил предприниматель.

Предложения по улучшению качества правоприменительной практики в отношении предпринимателей высказал вице-президент по правовому регулированию и правоприменению Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Варварин. В числе наиболее важных он отметил необходимость разработки механизма защиты прав предпринимателей при осуществлении правоохранительными органами оперативно-розыскной деятельности (ОРД) по аналогии с механизмом защиты прав предпринимателей при проведении государственного контроля. Так, целесообразным, по мнению Александра Варварина, является введение согласования мероприятий ОРД в отношении предпринимателей с прокуратурой. Кроме того, необходимо введение административной ответственности за нарушения при проведении ОРД. В настоящее время такая ответственность законом не предусмотрена.

Александр Варварин отметил, что ряд составов преступлений, по которым предприниматели привлекаются к уголовной ответственности, в том числе нарушение авторских и смежных прав, злоупотребление полномочиями, загрязнение атмосферы и другие, целесообразно декриминализовать и перевести в административные составы. Он также предложил создать дополнительные механизмы защиты прав предпринимателей – согласование с прокуратурой избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, а также введение основания для отказа в продлении содержания под стражей – недопустимость задержки следственных действий.

Вице-президент ФПА РФ Владислав Гриб предложил создать рабочую группу по реформе уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Он поддержал предложения по декриминализации ряда составов преступлений в отношении предпринимателей и подчеркнул, что арест должен быть крайней мерой пресечения, применяемой за преступления, связанные с насилием. Говоря о качестве следствия, он обратил внимание на отсутствие требований к квалификации следователей, поскольку, в отличие от судей и адвокатов, следователям не требуется сдавать квалификационный экзамен. Владислав Гриб также отметил отсутствие статистики привлечения к уголовной ответственности следователей по ст. 299 УК РФ – привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности или незаконное возбуждение уголовного дела.

Нонсенсом, по мнению вице-президента ФПА РФ, является отсутствие в уголовном законодательстве нормы, предусматривающей ответственность за воспрепятствование законной профессиональной деятельности адвоката, в то время как ответственность за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов предусмотрена ст. 144 УК РФ.

Говоря о судебной системе, Владислав Гриб предложил избирать председателей судов, как это делается в других странах. Он также выступил за введение института следственных судей. В качестве примера Владислав Гриб привел опыт Франции, где предусмотрен даже отдельный следственный судья, в функции которого входит рассмотрение ходатайств о заключении под стражу и их продлениях.

Подводя итог обсуждению, президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Александр Калинин констатировал, что сложившаяся ситуация требует изменений на законодательном уровне. Для этого необходима совместная инициатива участников законодательного и правоприменительного процессов. «Нужно действовать уже сейчас и достаточно быстро», – подчеркнул он.

 Светлана Рогоцкая
Фото: Евгений Егоров/Фотохост-агентство ТАСС

Поделиться