Лента новостей

21 марта 2025 г.
Советовать, а не принимать решение
Об особенностях оказания адвокатом консультационной помощи
21 марта 2025 г.
Основы дисциплинарного производства и безопасности адвокатской деятельности
21 марта в ходе вебинара ФПА РФ стажерам и молодым адвокатам рассказали о дисциплинарной практике и безопасности при осуществлении адвокатской деятельности
21 марта 2025 г.
«Ранее такой нормы не было ни в советском, ни в российском УПК»
Проведение предварительного расследования хотят разрешить по месту нахождения потерпевших

Мнения

Екатерина Ухарева
21 марта 2025 г.
Случай из практики оказания бесплатной юридической помощи
О защите прав недееспособного лица на условиях pro bono

Интервью

«Люди после трагедии чаще всего не знают, куда идти»
22 марта 2025 г.
Ирина Фаст
«Люди после трагедии чаще всего не знают, куда идти»
Федеральная палата адвокатов — о бесплатной помощи пострадавшим в «Крокусе»

Шаг к гуманизации наказания

8 сентября 2023 г. 18:24

Минюст предлагает утвердить единый порядок направления осужденных к принудительным работам в исправительные центры


Как сообщает «АГ», Минюст России представил для общественного обсуждения проекты приказов об утверждении новых порядков отправки осужденных в исправительные центры и надзора за осужденными, трудоустроенными к индивидуальным предпринимателям. В ФПА отметили, что предложенные новеллы можно расценивать как шаг к гуманизации наказания, поскольку они свидетельствуют о появлении альтернативы часто применяемому лишению свободы.

Порядок отправки осужденных в исправительные центры

Первый документ содержит проект приказа об утверждении Порядка направления осужденных к месту отбывания принудительных работ и их перевода для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного центра в другой. Согласно проекту по письменному заявлению осужденного при наличии возможности размещения (привлечения к труду) осужденного один раз в период отбывания принудительных работ осужденный может быть переведен для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного центра в другой, в котором проживает один из его близких родственников. Данным проектом по сравнению с редакцией действующего Приказа Минюста России от 24 сентября 2020 г. № 220 предлагается утвердить единый механизм направления осужденных к принудительным работам, предусматривающий самостоятельное следование осужденных к месту отбывания наказания.

Принятие решения о переводах осужденных к принудительным работам из одного исправительного центра в другой, расположенный в пределах территории одного субъекта РФ, планируется отнести к компетенции территориального органа ФСИН России. Как отмечают авторы проекта, это необходимо в целях оперативного принятия подобных решений. Территориальный орган УИС в течение трех суток со дня получения информации о наличии условий для перевода (размещения) в исправительный центр, расположенный в пределах территории одного субъекта РФ, должен принять решение о переводе осужденного.

Также проектом предложено установить сроки направления запросов о возможности размещения осужденных, которым неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена принудительными работами по месту их жительства (осуждения) в исправительном центре, и ответов на такие запросы территориальными органами уголовно-исполнительной системы.

Вице-президент ФПА РФ Денис Лактионов отметил, что, как следует из документа, при отказе осужденного от приобретения проездных документов за счет личных денежных средств ему выдаются необходимые для прибытия в исправительный центр проездные документы или денежные средства на время проезда, а также продукты питания или денежные средства на приобретение продуктов питания на время следования в исправительный центр.

«Исходя из этого можно предположить, что речь идет о том, что осужденному, по которому уже принято решение о переводе в другой исправительный центр, необходимо предложить вариант с оплатой проезда из личных средств. Может, он решит оплатить для себя более комфортный вариант проезда. Но в случае если у него такой возможности нет или он отказался от нее, то проезд будет оплачен из бюджета. Не исключено, что в дальнейшем затраченные средства могут взыскать из заработной платы осужденного», – прокомментировал Денис Лактионов.

Также он заметил, что в указанном документе есть ссылка на Постановление Правительства РФ от 6 июля 2012 г. № 691, которое определяет правила оплаты проезда и обеспечения продуктами питания или денежными средствами на время проезда осужденных, самостоятельно следующих к месту отбывания принудительных работ.

Порядок надзора за осужденными, трудоустроенными к ИП

Во втором документе представлен проект приказа об утверждении Порядка осуществления надзора за отбыванием наказания осужденными к принудительным работам, в том числе за осужденными, работающими у индивидуальных предпринимателей. Напомним, в сентябре 2022 г. Правительство внесло в Госдуму законопроект № 202706-8, которым предлагалось привлекать осужденных к принудительным работам к труду не только в организациях любой организационно-правовой формы, но и у индивидуальных предпринимателей. В апреле 2023 г. Владимир Путин подписал данный закон о внесении изменений в УИК (Закон № 102-ФЗ).

Как отмечалось в пояснительной записке к закону, по информации ФСИН России, осужденные к принудительным работам могут быть также трудоустроены у ИП, от которых поступают предложения об их трудоустройстве, на должности разнорабочих, грузчиков, дворников и подсобных рабочих. При наличии специальных навыков или образования поступают предложения об их трудоустройстве и на должности парикмахеров, швей, водителей, поваров, слесарей, маляров, сварщиков, каменщиков, плотников, менеджеров, кладовщиков.

В соответствии с ч. 1 ст. 60.18 УИК порядок осуществления надзора за отбыванием наказания осужденными к принудительным работам определяется Минюстом России. Закон № 102-ФЗ установил, что порядок осуществления надзора за отбыванием данного наказания определяется Минюстом по согласованию с Генеральной прокуратурой РФ. Авторы этой инициативы пояснили, что это необходимо для усиления надзора за указанной категорией лиц, в том числе за трудоустроенными у ИП. Из УИК были исключены положения, регламентирующие следование под конвоем в исправительный центр осужденных к принудительным работам, находящихся к моменту вступления приговора в законную силу под стражей.

Авторы проекта приказа отметили, что документ направлен на приведение в соответствие с нормативно-правовой регламентацией процесса осуществления надзора за осужденными к принудительным работам, в том числе по месту их работы (включая ИП), с положениями внесенных в УИК поправок.

В соответствии с предлагаемым Порядком осуществления надзора за отбыванием наказания осужденными к принудительным работам сотрудник исправительного центра не реже одного раза в день должен будет проверять осужденных по месту работы у ИП с помощью средств связи и не реже двух раз в месяц посещать место работы осужденного (на данный момент посещение осуществляется не реже одного раза в месяц). Также предлагается, что сотрудник ИЦ будет истребовать у администрации организации или у ИП сведения, характеризующие поведение осужденного. Помимо этого он будет проводить с осужденным воспитательную беседу, выяснять информацию о соблюдении осужденным порядка отбывания наказания, а также другие сведения, имеющие отношение к исполнению наказания. После подписания документа Приказ Минюста России от 27 декабря 2016 г. № 311 «Об утверждении Порядка осуществления надзора за осужденными к принудительным работам» утратит силу.

Денис Лактионов считает положительным моментом направление осужденных к исправительным работам к ИП. «Это расширяет возможности трудоустройства осужденных, что, безусловно, скажется на частоте применения такой меры наказания. Но насколько в таких работниках будут заинтересованы сами предприниматели, пока сложно сказать», – отметил он.

По мнению Дениса Лактионова, проекты приказов Минюста можно расценивать как шаг к гуманизации наказания. «Все это говорит о том, что у нас появляется альтернатива часто применяемому наказанию в виде лишения свободы. Но, к сожалению, суды достаточно редко назначают принудительные работы. Однако в целом такой вид наказания уже входит в обиход, и оно, конечно, более гуманное по сравнению с реальным лишением свободы. Замечу, что невозможно сразу все предусмотреть, поэтому оба приказа, конечно, еще будут уточняться, дополняться», – резюмировал вице-президент ФПА.

Анжела Арстанова

Поделиться