Лента новостей
Наше будущее – цифровое и платформенное
Дискуссия о фундаментальном понимании роли и места адвокатуры в правоприменительной системе и системе общественного устройства
«Главное – это адвокатская деятельность и те, кто ею занимается»
Мнения
Как корабль назовете, так корабль и поплывет
Интервью
Выполнение обязанностей по защите прав и свобод невозможно без сплоченности адвокатуры
Шаг к гуманизации наказания
Минюст предлагает утвердить единый порядок направления осужденных к принудительным работам в исправительные центры
Как сообщает «АГ», Минюст России представил для общественного обсуждения проекты приказов об утверждении новых порядков отправки осужденных в исправительные центры и надзора за осужденными, трудоустроенными к индивидуальным предпринимателям. В ФПА отметили, что предложенные новеллы можно расценивать как шаг к гуманизации наказания, поскольку они свидетельствуют о появлении альтернативы часто применяемому лишению свободы.
Порядок отправки осужденных в исправительные центры
Первый документ содержит проект приказа об утверждении Порядка направления осужденных к месту отбывания принудительных работ и их перевода для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного центра в другой. Согласно проекту по письменному заявлению осужденного при наличии возможности размещения (привлечения к труду) осужденного один раз в период отбывания принудительных работ осужденный может быть переведен для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного центра в другой, в котором проживает один из его близких родственников. Данным проектом по сравнению с редакцией действующего Приказа Минюста России от 24 сентября 2020 г. № 220 предлагается утвердить единый механизм направления осужденных к принудительным работам, предусматривающий самостоятельное следование осужденных к месту отбывания наказания.
Принятие решения о переводах осужденных к принудительным работам из одного исправительного центра в другой, расположенный в пределах территории одного субъекта РФ, планируется отнести к компетенции территориального органа ФСИН России. Как отмечают авторы проекта, это необходимо в целях оперативного принятия подобных решений. Территориальный орган УИС в течение трех суток со дня получения информации о наличии условий для перевода (размещения) в исправительный центр, расположенный в пределах территории одного субъекта РФ, должен принять решение о переводе осужденного.
Также проектом предложено установить сроки направления запросов о возможности размещения осужденных, которым неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена принудительными работами по месту их жительства (осуждения) в исправительном центре, и ответов на такие запросы территориальными органами уголовно-исполнительной системы.
Вице-президент ФПА РФ Денис Лактионов отметил, что, как следует из документа, при отказе осужденного от приобретения проездных документов за счет личных денежных средств ему выдаются необходимые для прибытия в исправительный центр проездные документы или денежные средства на время проезда, а также продукты питания или денежные средства на приобретение продуктов питания на время следования в исправительный центр.
«Исходя из этого можно предположить, что речь идет о том, что осужденному, по которому уже принято решение о переводе в другой исправительный центр, необходимо предложить вариант с оплатой проезда из личных средств. Может, он решит оплатить для себя более комфортный вариант проезда. Но в случае если у него такой возможности нет или он отказался от нее, то проезд будет оплачен из бюджета. Не исключено, что в дальнейшем затраченные средства могут взыскать из заработной платы осужденного», – прокомментировал Денис Лактионов.
Также он заметил, что в указанном документе есть ссылка на Постановление Правительства РФ от 6 июля 2012 г. № 691, которое определяет правила оплаты проезда и обеспечения продуктами питания или денежными средствами на время проезда осужденных, самостоятельно следующих к месту отбывания принудительных работ.
Порядок надзора за осужденными, трудоустроенными к ИП
Во втором документе представлен проект приказа об утверждении Порядка осуществления надзора за отбыванием наказания осужденными к принудительным работам, в том числе за осужденными, работающими у индивидуальных предпринимателей. Напомним, в сентябре 2022 г. Правительство внесло в Госдуму законопроект № 202706-8, которым предлагалось привлекать осужденных к принудительным работам к труду не только в организациях любой организационно-правовой формы, но и у индивидуальных предпринимателей. В апреле 2023 г. Владимир Путин подписал данный закон о внесении изменений в УИК (Закон № 102-ФЗ).
Как отмечалось в пояснительной записке к закону, по информации ФСИН России, осужденные к принудительным работам могут быть также трудоустроены у ИП, от которых поступают предложения об их трудоустройстве, на должности разнорабочих, грузчиков, дворников и подсобных рабочих. При наличии специальных навыков или образования поступают предложения об их трудоустройстве и на должности парикмахеров, швей, водителей, поваров, слесарей, маляров, сварщиков, каменщиков, плотников, менеджеров, кладовщиков.
В соответствии с ч. 1 ст. 60.18 УИК порядок осуществления надзора за отбыванием наказания осужденными к принудительным работам определяется Минюстом России. Закон № 102-ФЗ установил, что порядок осуществления надзора за отбыванием данного наказания определяется Минюстом по согласованию с Генеральной прокуратурой РФ. Авторы этой инициативы пояснили, что это необходимо для усиления надзора за указанной категорией лиц, в том числе за трудоустроенными у ИП. Из УИК были исключены положения, регламентирующие следование под конвоем в исправительный центр осужденных к принудительным работам, находящихся к моменту вступления приговора в законную силу под стражей.
Авторы проекта приказа отметили, что документ направлен на приведение в соответствие с нормативно-правовой регламентацией процесса осуществления надзора за осужденными к принудительным работам, в том числе по месту их работы (включая ИП), с положениями внесенных в УИК поправок.
В соответствии с предлагаемым Порядком осуществления надзора за отбыванием наказания осужденными к принудительным работам сотрудник исправительного центра не реже одного раза в день должен будет проверять осужденных по месту работы у ИП с помощью средств связи и не реже двух раз в месяц посещать место работы осужденного (на данный момент посещение осуществляется не реже одного раза в месяц). Также предлагается, что сотрудник ИЦ будет истребовать у администрации организации или у ИП сведения, характеризующие поведение осужденного. Помимо этого он будет проводить с осужденным воспитательную беседу, выяснять информацию о соблюдении осужденным порядка отбывания наказания, а также другие сведения, имеющие отношение к исполнению наказания. После подписания документа Приказ Минюста России от 27 декабря 2016 г. № 311 «Об утверждении Порядка осуществления надзора за осужденными к принудительным работам» утратит силу.
Денис Лактионов считает положительным моментом направление осужденных к исправительным работам к ИП. «Это расширяет возможности трудоустройства осужденных, что, безусловно, скажется на частоте применения такой меры наказания. Но насколько в таких работниках будут заинтересованы сами предприниматели, пока сложно сказать», – отметил он.
По мнению Дениса Лактионова, проекты приказов Минюста можно расценивать как шаг к гуманизации наказания. «Все это говорит о том, что у нас появляется альтернатива часто применяемому наказанию в виде лишения свободы. Но, к сожалению, суды достаточно редко назначают принудительные работы. Однако в целом такой вид наказания уже входит в обиход, и оно, конечно, более гуманное по сравнению с реальным лишением свободы. Замечу, что невозможно сразу все предусмотреть, поэтому оба приказа, конечно, еще будут уточняться, дополняться», – резюмировал вице-президент ФПА.
Анжела Арстанова