Лента новостей
Москва – Курск
Предстоит работа в обновленном составе
КЭС приняла в работу новые запросы
Мнения
Задача – заложить основы высокоморального поведения в обществе
Интервью
Закон исключает вмешательство в профессиональную деятельность адвоката
Самозащита разрешена
«Российская газета»: Утвержден порядок защиты прав адвокатов
Совет Федеральной палаты адвокатов РФ утвердил Порядок осуществления защиты профессиональных прав адвокатов. Речь о пошаговой инструкции, что делать, если кто-то мешает адвокату качественно выполнять свою миссию. Например, препятствует встречам с подзащитным или не предоставляет необходимой информации, поясняет «Российская газета». Заместитель председателя Комиссии Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов, вице-президент Адвокатской палаты города Москвы Вадим Клювгант подчеркнул, что принятый документ упорядочивает осуществление той работы, которая ведется адвокатскими палатами.
Одновременно Институт права и публичной политики* совместно с Федеральной палатой адвокатов РФ начали большое исследование, чтобы выяснить, по каким делам, на каких стадиях чаще всего нарушаются права адвокатов и достаточно ли тех мер, которые принимает адвокатура для борьбы с этим.
Например, правоохранители часто вызывают адвокатов на допросы в качестве свидетелей по делам их доверителей. Но адвокат не может быть свидетелем, он защитник. И все, о чем он говорит наедине с подзащитным, охраняется адвокатской тайной. Поэтому адвокатам рекомендуют обжаловать такие вызовы в суд. Положительная практика по аналогичным делам нарабатывается. Так, Басманный районный суд города Москвы удовлетворил жалобу столичного адвоката Дмитрия Матыгина, поданную за вызов его на допрос в качестве свидетеля по делу доверителя. Суд поддержал защитника, поскольку в соответствии с Законом об адвокатуре проведение в отношении адвокатов следственных действий, включая допрос в качестве свидетеля, допускается только на основании судебного решения.
«Назначение адвокатской деятельности состоит в обеспечении конституционной гарантии – права каждого на получение квалифицированной юридической помощи. Следовательно, предусмотренные законодательством профессиональные права адвоката и гарантии адвокатской деятельности – это не какие-то "сословные привилегии" самих адвокатов, а необходимые условия исполнения возложенной на них публично-правовой функции, – подчеркнул заместитель председателя Комиссии Совета Федеральной палаты адвокатов РФ по защите прав адвокатов, вице-президент АП г. Москвы Вадим Клювгант. – Важнейшей из этих гарантий является адвокатская тайна, являющаяся залогом доверительных отношений адвоката и тех людей и организаций, которым он оказывает юридическую помощь. Не менее важны и другие профессиональные гарантии адвокатов».
По его словам, любое воспрепятствование адвокатской деятельности, незаконное вмешательство в нее недопустимо и прямо запрещено законом. Но на практике адвокатам мешают, особенно тем, кто активно работает и выявляет огрехи следствия. Поэтому адвокатура выстраивает и реализует собственную систему защиты прав адвокатов.
«Утвержденный Советом ФПА Порядок упорядочивает осуществление этой работы, которая давно и постоянно ведется адвокатскими палатами и их комиссиями по защите прав адвокатов, – говорит Вадим Клювгант. – Успешность этой работы зависит от многих факторов, но бесспорным является то, что грамотный подход самих адвокатов и органов адвокатского самоуправления к самозащите и защите профессиональных прав существенно повышает шансы на успех. А использование консолидированного опыта, накопленного в корпорации, в свою очередь, как раз и способствует тому, чтобы подход был грамотным».
* Включен в июле 2021 г. Министерством юстиции РФ в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента.
Источник – «Российская газета».