Лента новостей

18 июня 2019 г.
Необходимо правильно использовать энергию молодых адвокатов
Опубликована видеозапись выступления Нвера Гаспаряна на Форуме молодых адвокатов и наставников в Ростове-на-Дону
18 июня 2019 г.
«Болевые точки» российского правоприменения
Эксперты проанализировали доклад Уполномоченного по правам человека в РФ Президенту РФ
18 июня 2019 г.
Как компенсировать расходы на повышение квалификации
Минфин России разъяснил свою позицию относительно учета расходов на повышение квалификации в составе профессионального налогового вычета

Мнения

Сергей Макаров
18 июня 2019 г.
В воспрепятствовании деятельности адвоката нет мелочей
Обсуждение и критика формы жалобы адвоката вытеснили ее содержание

Интервью

О ПМЮФ, ПМЭФ и цифровизации адвокатуры
17 июня 2019 г.
Елена Авакян
О ПМЮФ, ПМЭФ и цифровизации адвокатуры
Интервью у Елены Авакян берет редактор сайта ФПА РФ Сергей Гусев

Решительный шаг к порядку в сфере БЮП

24 июля 2017 г. 17:03

Подготовлены поправки в Закон о бесплатной юридической помощи, направленные в том числе на упрощение отчетности адвокатов


Министерство юстиции РФ разработало проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ “О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации” (в части совершенствования оценки эффективности функционирования системы бесплатной юридической помощи)» (есть у пресс-службы ФПА РФ). Согласно пояснительной записке, документ создан в целях законодательного разрешения противоречий, возникающих в ходе реализации действующего закона органами государственной власти федерального и регионального уровней. В Минюсте России полагают, что законопроект позволит повысить качество и эффективность оказания бесплатной юридической помощи (далее – БЮП) гражданам.

Изменения вносятся в следующие статьи Закона о БЮП.

Часть 3 ст. 3 предлагается изложить в следующей редакции: «3. Федеральными законами могут быть установлены иные случаи и порядок оказания бесплатной юридической помощи». Авторы законопроекта предусмотрели возможность устанавливать случаи оказания БЮП в административном судопроизводстве законами субъектов РФ, дополнив ч. 4 указанной статьи после слов «бесплатной юридической помощи» словами «в том числе в рамках административного судопроизводства».

Из п. 3 ст. 7 Закона о БЮП, определяющей круг субъектов, оказывающих бесплатную юридическую помощь, исключается положение о том, что оказание БЮП осуществляется иными лицами, имеющими право на оказание БЮП в соответствии с «законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами». Аналогично из п. 2 ст. 15 Закона о БЮП исключаются нормы, допускающие в государственную систему БЮП таких ее участников, как «другие субъекты, оказывающие бесплатную юридическую помощь». По мнению авторов законопроекта, это позволит «сформировать единый подход к определению основного участника государственной системы в лице адвокатов или государственных юридических бюро, исключая вовлечение в оказание бесплатной юридической помощи в государственной системе многофункциональных центров предоставления государственных услуг». То есть МФЦ, основной функцией которых является оказание услуг, а не видов БЮП, перечисленных в ст. 6 Закона о БЮП, не могут относиться к самостоятельным участникам государственной системы БЮП.

В то же время проектом предусмотрено расширение перечней участников государственной и негосударственной систем оказания БЮП, в отношении которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти осуществляется методическое обеспечение деятельности (п. 4 ст. 11 Закона о БЮП) или проводится мониторинг деятельности (п. 5 ст. 11 Закона о БЮП). Предлагается включить в эти перечни юридические клиники.

Сегодня в рамках негосударственной системы БЮП гражданам могут оказывать помощь юридические клиники образовательных учреждений высшего профессионального образования и негосударственные центры БЮП. Учет таких центров ведется, тогда как нормы о создании, деятельности, прекращении деятельности юридических клиник в Федеральном законе отсутствуют. В связи с этим предлагается дополнить Закон о БЮП ст. 25.1, устанавливающей необходимость учета юридических клиник как участников негосударственной системы БЮП по аналогии с негосударственными центрами.

Кроме того, ст. 11 Закона о БЮП предлагается дополнить пунктом 5.1, расширяющим полномочия уполномоченного федерального органа исполнительной власти по утверждению формы, определению порядка и сроков представляемой информации. В связи с этим проект вводит в ст. 16 Закона о БЮП часть 3, которая закрепляет обязанности предоставления информации, запрошенной Минюстом и его территориальными органами, об оказании гражданам БЮП в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в целях проведения мониторинга деятельности по оказанию БЮП и по правовому просвещению населения.

После принятия данного проекта федерального закона Министерство юстиции намерено упростить и процедуру подтверждения факта участия адвоката в государственной системе БЮП. Для этого планируется внести изменения в Приказ Минюста России от 12 ноября 2012 г. № 206 «Об утверждении форм и сроков представления документов, связанных с участием адвокатов в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».

Как указано в пояснительной записке к законопроекту, «принятие предполагаемых изменений будет способствовать повышению эффективности реализации государственных гарантий прав граждан на получение бесплатной юридической помощи, предусмотренных статьей 48 Конституции Российской Федерации». А реализация закона после его принятия не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета или иных бюджетов бюджетной системы РФ.

Законопроект подлежит обсуждению на заседании Общественного совета при Министерстве юстиции РФ.

Вице-президент ФПА РФ, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами Владислав Гриб в своем комментарии пресс-службе ФПА РФ об инициативе Минюста отметил, что проект призван навести порядок в сфере оказания бесплатной правовой помощи и облегчить адвокатам отчетность по БЮП.

«Для нас, адвокатов, важно упростить порядок представления документов, так как сбор справок очень сложен и занимает слишком много времени и сил». По его мнению, многим адвокатам легче оказать бесплатную помощь, не собирая документы для получения в последующем вознаграждения и компенсации расходов.

«Кроме того, надо разобраться, что это за “другие субъекты, оказывающие бесплатную юридическую помощь”, – полагает он. – Наверное, многофункциональные центры должны собирать и выдавать документы, а не оказывать юридическую помощь».

На его взгляд, важным является вопрос, касающийся юридических клиник. «Никто не ведет учет таких клиник; неизвестно, какую помощь и по каким направлениям они оказывают». Вице-президент ФПА РФ считает, что необходим перечень этих клиник, «иначе мы никогда не узнаем, кто и на каком уровне там консультирует граждан».

Владислав Гриб уверен, что «открытый перечень субъектов, оказывающих юридическую помощь, не позволяет организовать за ними такой же контроль, как за адвокатами».

В целом он положительно оценивает законопроект, в котором упраздняются «другие субъекты» БЮП, поскольку в них, как правило, работают люди без высшего юридического образования. «Это не революция, но решительный шаг к порядку в данной сфере», – заявил вице-президент ФПА РФ.

Поделиться