Лента новостей

20 мая 2022 г.
Обстоятельства отказа от защиты
В Подмосковье завершилась научно-практическая конференция «20 лет Федеральному закону “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации”: история и современность»
20 мая 2022 г.
Закон об адвокатской деятельности обеспечивает единство адвокатуры
Адвокатура способна самостоятельно самоочищаться от людей, позорящих великое звание адвоката
20 мая 2022 г.
Золотой век российской адвокатуры
20 мая состоялась научно-практическая конференция «20 лет Федеральному закону “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации”: история и современность»

Мнения

Булат Юмадилов
17 мая 2022 г.
Призвание во благо служения людям
Об участии адвокатов Республики Башкортостан в оказании бесплатной юридической помощи

Интервью

Минувшие 20 лет были золотым веком российской адвокатуры
20 мая 2022 г.
Юрий Пилипенко
Минувшие 20 лет были золотым веком российской адвокатуры
Благодаря Закону об адвокатской деятельности соблюден баланс между интересами адвокатуры и общефедеральными ценностями

Решительный шаг к порядку в сфере БЮП

24 июля 2017 г. 17:03

Подготовлены поправки в Закон о бесплатной юридической помощи, направленные в том числе на упрощение отчетности адвокатов


Министерство юстиции РФ разработало проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ “О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации” (в части совершенствования оценки эффективности функционирования системы бесплатной юридической помощи)» (есть у пресс-службы ФПА РФ). Согласно пояснительной записке, документ создан в целях законодательного разрешения противоречий, возникающих в ходе реализации действующего закона органами государственной власти федерального и регионального уровней. В Минюсте России полагают, что законопроект позволит повысить качество и эффективность оказания бесплатной юридической помощи (далее – БЮП) гражданам.

Изменения вносятся в следующие статьи Закона о БЮП.

Часть 3 ст. 3 предлагается изложить в следующей редакции: «3. Федеральными законами могут быть установлены иные случаи и порядок оказания бесплатной юридической помощи». Авторы законопроекта предусмотрели возможность устанавливать случаи оказания БЮП в административном судопроизводстве законами субъектов РФ, дополнив ч. 4 указанной статьи после слов «бесплатной юридической помощи» словами «в том числе в рамках административного судопроизводства».

Из п. 3 ст. 7 Закона о БЮП, определяющей круг субъектов, оказывающих бесплатную юридическую помощь, исключается положение о том, что оказание БЮП осуществляется иными лицами, имеющими право на оказание БЮП в соответствии с «законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами». Аналогично из п. 2 ст. 15 Закона о БЮП исключаются нормы, допускающие в государственную систему БЮП таких ее участников, как «другие субъекты, оказывающие бесплатную юридическую помощь». По мнению авторов законопроекта, это позволит «сформировать единый подход к определению основного участника государственной системы в лице адвокатов или государственных юридических бюро, исключая вовлечение в оказание бесплатной юридической помощи в государственной системе многофункциональных центров предоставления государственных услуг». То есть МФЦ, основной функцией которых является оказание услуг, а не видов БЮП, перечисленных в ст. 6 Закона о БЮП, не могут относиться к самостоятельным участникам государственной системы БЮП.

В то же время проектом предусмотрено расширение перечней участников государственной и негосударственной систем оказания БЮП, в отношении которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти осуществляется методическое обеспечение деятельности (п. 4 ст. 11 Закона о БЮП) или проводится мониторинг деятельности (п. 5 ст. 11 Закона о БЮП). Предлагается включить в эти перечни юридические клиники.

Сегодня в рамках негосударственной системы БЮП гражданам могут оказывать помощь юридические клиники образовательных учреждений высшего профессионального образования и негосударственные центры БЮП. Учет таких центров ведется, тогда как нормы о создании, деятельности, прекращении деятельности юридических клиник в Федеральном законе отсутствуют. В связи с этим предлагается дополнить Закон о БЮП ст. 25.1, устанавливающей необходимость учета юридических клиник как участников негосударственной системы БЮП по аналогии с негосударственными центрами.

Кроме того, ст. 11 Закона о БЮП предлагается дополнить пунктом 5.1, расширяющим полномочия уполномоченного федерального органа исполнительной власти по утверждению формы, определению порядка и сроков представляемой информации. В связи с этим проект вводит в ст. 16 Закона о БЮП часть 3, которая закрепляет обязанности предоставления информации, запрошенной Минюстом и его территориальными органами, об оказании гражданам БЮП в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в целях проведения мониторинга деятельности по оказанию БЮП и по правовому просвещению населения.

После принятия данного проекта федерального закона Министерство юстиции намерено упростить и процедуру подтверждения факта участия адвоката в государственной системе БЮП. Для этого планируется внести изменения в Приказ Минюста России от 12 ноября 2012 г. № 206 «Об утверждении форм и сроков представления документов, связанных с участием адвокатов в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».

Как указано в пояснительной записке к законопроекту, «принятие предполагаемых изменений будет способствовать повышению эффективности реализации государственных гарантий прав граждан на получение бесплатной юридической помощи, предусмотренных статьей 48 Конституции Российской Федерации». А реализация закона после его принятия не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета или иных бюджетов бюджетной системы РФ.

Законопроект подлежит обсуждению на заседании Общественного совета при Министерстве юстиции РФ.

Вице-президент ФПА РФ, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами Владислав Гриб в своем комментарии пресс-службе ФПА РФ об инициативе Минюста отметил, что проект призван навести порядок в сфере оказания бесплатной правовой помощи и облегчить адвокатам отчетность по БЮП.

«Для нас, адвокатов, важно упростить порядок представления документов, так как сбор справок очень сложен и занимает слишком много времени и сил». По его мнению, многим адвокатам легче оказать бесплатную помощь, не собирая документы для получения в последующем вознаграждения и компенсации расходов.

«Кроме того, надо разобраться, что это за “другие субъекты, оказывающие бесплатную юридическую помощь”, – полагает он. – Наверное, многофункциональные центры должны собирать и выдавать документы, а не оказывать юридическую помощь».

На его взгляд, важным является вопрос, касающийся юридических клиник. «Никто не ведет учет таких клиник; неизвестно, какую помощь и по каким направлениям они оказывают». Вице-президент ФПА РФ считает, что необходим перечень этих клиник, «иначе мы никогда не узнаем, кто и на каком уровне там консультирует граждан».

Владислав Гриб уверен, что «открытый перечень субъектов, оказывающих юридическую помощь, не позволяет организовать за ними такой же контроль, как за адвокатами».

В целом он положительно оценивает законопроект, в котором упраздняются «другие субъекты» БЮП, поскольку в них, как правило, работают люди без высшего юридического образования. «Это не революция, но решительный шаг к порядку в данной сфере», – заявил вице-президент ФПА РФ.

Поделиться