Лента новостей
Вебинар ФПА 16 октября
Перспективы реформы юридического рынка и проблема добросовестного поведения в суде
Автор «Адвокатских баталий» награжден медалью ФПА РФ
Мнения
Тайна под прикрытием
Интервью
Выполнение обязанностей по защите прав и свобод невозможно без сплоченности адвокатуры
Реакция на заявления и жалобы
ФПА РФ вынуждена подробно отвечать на обращения Дмитрия Талантова в высокие инстанции
На сайте Федеральной палаты адвокатов РФ опубликован текст письма, содержащего позицию ФПА РФ по вопросам, изложенным в обращении президента АП Удмуртской Республики Дмитрия Талантова к Президенту РФ Владимиру Путину.
В письме ФПА РФ, направленном 24 июля в Администрацию Президента России за подписью вице-президента ФПА РФ Геннадия Шарова, отмечается, что президент Адвокатской палаты Удмуртской Республики, возглавляющий также неформальное объединение «Инициатива-2018», неоднократно жаловался в органы государственной власти на действия органов адвокатского самоуправления федерального уровня, в том числе на решение Совета ФПА РФ от 17 апреля 2019 г. об утверждении Разъяснения Комиссии ФПА РФ по этике и стандартам (КЭС) № 03/19, принятого 17 апреля 2019 г., которое он считает незаконным. Федеральная палата адвокатов РФ неоднократно представляла обоснование своей правовой позиции по претензиям Дмитрия Талантова, изложенным в его многочисленных жалобах.
Обосновывая законность решения Совета ФПА РФ, Геннадий Шаров поясняет, что «ни Комиссия ФПА РФ по этике и стандартам, ни Совет ФПА РФ, ни Всероссийский съезд адвокатов не приняли никаких новых норм профессиональной этики адвоката. Комиссия по этике и стандартам по запросам ряда адвокатских палат лишь разъяснила действующие нормы Кодекса профессиональной этики адвоката, а Совет ФПА РФ утвердил это разъяснение».
В письме также указывается, что «нормы, закрепленные в Кодексе профессиональной этики адвоката, касаются только профессиональных обязанностей адвокатов и подобное регулирование характерно для самых разных профессий: судей, нотариусов, сотрудников органов внутренних дел и прочих». Поскольку Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» предъявляет повышенные квалификационные и этические требования к лицам, обладающим адвокатским статусом, приобретение которого является исключительно добровольным, «следование специальным внутрикорпоративным ограничениям и предписаниям не является ущемлением общегражданских прав и свобод лиц, добровольно принявших на себя профессиональные обязательства, вытекающие из КПЭА».
В письме подчеркивается, что «специальный статус предполагает повышенный правовой авторитет адвоката, поддержание которого является его прямой внутрикорпоративной обязанностью» и что «на юристов – членов «Инициативы-2018» без статуса адвоката, оспариваемое этой «организацией» решение органов адвокатского самоуправления не распространяется и никак не может нарушить их прав.
Согласно содержащимся в письме выводам, многочисленные заявления, жалобы и обращения Д.Н. Талантова и возглавляемой им неформальной организации «Инициатива-2018» в государственные органы и руководителям государства основаны на искажении действительного смысла решений, принятых органами профессиональной организации адвокатов в рамках предоставленных им законом полномочий, и не имеют под собой реальной правовой основы.
* * *
Федеральная палата адвокатов РФ была вынуждена уже неоднократно излагать свою правовую позицию по поводу претензий, содержащихся в многочисленных жалобах, которые президент АП УР направлял в федеральные органы государственной власти.
Так, например, в декабре 2018 г. Дмитрий Талантов жаловался министру юстиции РФ Александру Коновалову, что ФПА РФ не ответила на его требование предоставить информацию о размере вознаграждения, получаемого руководителями, членами Совета и КЭС ФПА РФ, а также информацию об условиях договора аренды офисного помещения, занимаемого ФПА РФ.
В письме на имя Директора Департамента по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой Минюста России Александры Дроновой вице-президент ФПА РФ Геннадий Шаров сообщил, что требование о предоставлении такого рода информации является незаконным, поскольку она содержит персональные данные физических лиц и коммерческую тайну. При этом условия договора аренды офисного помещения, занимаемого ФПА РФ, одобрены решением Совета и проверены Ревизионной комиссией ФПА РФ.
В июне 2019 г. Дмитрий Талантов вновь направил в Минюст России претензии, которые состояли, в частности, в том, что его не ознакомили с результатами финансово-хозяйственной деятельности ФПА РФ и протоколом Всероссийского съезда адвокатов.
В письме на имя Александры Дроновой первый вице-президент ФПА РФ Евгений Семеняко указал, что Отчет о деятельности Совета ФПА РФ за период с апреля 2017 г. по апрель 2019 г., включающий информацию об исполнении сметы за период с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2018 г., Смета доходов и расходов ФПА РФ на 2019–2020 гг. и Протокол IX Всероссийского съезда адвокатов опубликованы на официальном сайте ФПА РФ и все заинтересованные лица могут с ними ознакомиться.
После очередной жалобы Дмитрия Талантова в Минюст РФ на имя Александры Дроновой в июле 2019 г. было направлено еще одно письмо, в котором разъясняется позиция ФПА РФ относительно законности Решения Совета ФПА РФ утвердить разъяснение Комиссии ФПА РФ по этике и стандартам № 03/19.
«Нормы, закрепленные в КПЭА, касаются только профессиональных прав и обязанностей адвокатов, и подобное регулирование характерно для самых разных представителей профессий: судей, нотариусов, сотрудников органов внутренних дел и прочих.
Особо отмечаем, что ни КЭС, ни Совет ФПА РФ, ни Всероссийский съезд адвокатов не приняли никаких новых норм профессиональной этики адвоката. КЭС по запросам ряда адвокатских палат лишь разъяснила действующие нормы КПЭА, а Совет ФПА РФ утвердил это разъяснение.
Считаем решение Совета ФПА РФ от 17 апреля 2019 г., которым утверждено разъяснение Комиссии ФПА РФ по этике и стандартам № 03/19, законным и обоснованным», – говорится в письме. К тому же, как указывается далее, «это решение было поддержано подавляющим большинством делегатов IX Всероссийского съезда адвокатов, принявшего 18 апреля 2019 г. соответствующую резолюцию “О соблюдении адвокатской этики”».