Лента новостей
Вебинар ФПА 16 октября
Перспективы реформы юридического рынка и проблема добросовестного поведения в суде
Автор «Адвокатских баталий» награжден медалью ФПА РФ
Мнения
Тайна под прикрытием
Интервью
Выполнение обязанностей по защите прав и свобод невозможно без сплоченности адвокатуры
Разъяснение не вполне соответствует нормам законодательства
Эксперты прокомментировали позицию ФНС России по вопросу уплаты адвокатами страховых взносов
Федеральная налоговая служба РФ в письме от 1 сентября 2020 г. № БС-4-11/14026@ «Об определении периода начала (окончания) деятельности адвокатов, а также периода приостановления статуса адвоката в целях формирования обязательств по страховым взносам» (далее – письмо) пришла к выводу, что в целях корректного формирования налоговыми органами обязательств по страховым взносам такие периоды следует исчислять с момента вынесения соответствующего решения Советом адвокатской палаты субъекта РФ. Эксперты сошлись во мнении, что данное разъяснение нельзя считать полностью соответствующим положениям российского законодательства. По мнению советника ФПА РФ Игоря Пастухова, оно абсолютно неправильно определяет начало периода при приобретении лицом статуса адвоката. Как пояснил адвокат АБ «Пепеляев групп» Константин Сасов, ведущий рубрику «Налогообложение адвокатов» на сайте ФПА РФ, толкование ФНС положений НК РФ существенно расходится с текстом самого Кодекса. Так, дата начала исполнения налоговых обязанностей адвокатом согласно письму ФНС, очевидно, наступает ранее даты, установленной в подп. 2 п. 4 ст. 430 НК РФ, уточнил он.
В письме ФНС указывается, что в соответствии с положениями ч. 1 ст. 430 НК РФ адвокаты уплачивают страховые взносы в фиксированном размере на обязательное пенсионное страхование (ОПС) и обязательное медицинское страхование (ОМС) за себя. Уплата страховых взносов осуществляется с момента присвоения статуса адвоката и до момента его прекращения.
При этом отмечается, что в соответствии с п. 7 ст. 430 НК РФ адвокаты не исчисляют и не уплачивают страховые взносы за периоды, указанные в п. 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6–8 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»; кроме того, за периоды, в которых статус адвоката был приостановлен и в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления адвокатами в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающих документов.
Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Закон об адвокатуре), сообщается в письме ФНС, квалификационная комиссия адвокатской палаты субъекта РФ (далее – Комиссия) в трехмесячный срок со дня подачи претендентом заявления о присвоении ему статуса адвоката принимает решение о присвоении либо об отказе в присвоении такого статуса. Решение Комиссии о присвоении статуса адвоката вступает в силу со дня принятия претендентом присяги адвоката.
Пунктом 2 ст. 13 Закона об адвокатуре определено, что со дня принятия присяги претендент получает статус адвоката и становится членом адвокатской палаты субъекта РФ. Квалификационная комиссия в семидневный срок со дня принятия присяги уведомляет об этом и о присвоении претенденту статуса адвоката территориальный орган юстиции, который в течение месяца вносит сведения об адвокате в региональный реестр и выдает адвокату соответствующее удостоверение (п. 1 ст. 15 Закона об адвокатуре).
Исходя из положений Закона об адвокатуре и ст. 430 НК РФ, в целях корректного формирования налоговыми органами обязательств по страховым взносам период начала (окончания) деятельности адвокатов, а также период приостановления (возобновления) статуса адвоката необходимо исчислять с момента вынесения соответствующего решения Советом адвокатской палаты субъекта РФ, делает вывод ФНС России.
Советник ФПА РФ Игорь Пастухов отметил, что разъяснение ФНС России нельзя считать полностью соответствующим положениям российского законодательства. По его словам, оно правильно определяет моменты прекращения уплаты адвокатами страховых взносов в связи с прекращением, приостановлением статуса и момент начала такой деятельности при возобновлении статуса. Однако абсолютно неверно исчисляет начало периода при приобретении статуса адвоката.
Так, в соответствии с подп. 2 п. 4 ст. 430 НК РФ календарным месяцем начала деятельности для адвоката признается календарный месяц, в котором адвокат поставлен на учет в налоговом органе. Согласно абз. 3 п. 13 «Порядка постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, физических лиц-граждан РФ, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента», утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 5 ноября 2009 г. № 114н, датой постановки адвоката на учет в налоговом органе является дата приобретения им статуса, которая содержится в сведениях, представленных адвокатской палатой субъекта РФ в соответствии с положениями п. 2 ст. 85 НК РФ.
Игорь Пастухов напомнил, что в соответствии с положениями ст. 12 Закона об адвокатуре Совет адвокатской палаты региона вообще не участвует в процедуре присвоения претенденту статуса адвоката, поэтому, естественно, не может выносить какого-либо решения об этом, в том числе и решений о направлении сведений в налоговую службу. Претендент приобретает статус адвоката с момента вступления в силу решения квалификационной комиссии адвокатской палаты субъекта РФ о присвоении такого статуса, который определяется датой принесения адвокатом присяги (п. 1 ст. 13 Закона об адвокатуре).
Советник ФПА РФ обратил внимание, что форма А «Сведения об адвокате» (установлена приложением № 2 к Приказу ФНС России от 17 сентября 2007 г. № ММ-3-09/536@, зарегистрированному в Минюсте России 19 октября 2007 г. № 10369) позволяет предоставить сведения как о дате вынесения решения о присвоении статуса адвоката квалификационной комиссией адвокатской палаты региона, так и дате вступления в силу этого решения в соответствии с датой принятия присяги адвоката.
Таким образом, при отражении органами адвокатского самоуправления в форме А даты вступления в силу решения квалификационной комиссии налоговые органы имеют возможность правильно определить момент начала периода осуществления новым адвокатом облагаемой налогами деятельности. Это, безусловно, не исключает необходимости внесения изменений в письмо ФНС России № БС-4-11/14026@ от 1 сентября 2020 г., считает Игорь Пастухов.
Ведущий рубрики «Налогообложение адвокатов» раздела «Практика» сайта ФПА РФ, адвокат АБ «Пепеляев Групп» Константин Сасов акцентировал внимание на том, что разъяснение ФНС не вполне соответствует НК РФ.
По его словам, с выводами ФНС России можно согласиться только в ситуации приостановления (возобновления) статуса адвоката, когда налогоплательщик не снимается с налогового учета (п. 6 ст. 84 НК РФ), уточнил он. В этом случае на основании п. 7 ст. 430 НК РФ плательщики страховых взносов не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, в частности, за периоды, в которых приостановлен статус адвоката и в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность.
Как отметил Константин Сасов относительно позиции ФНС по вопросу начала исполнения налоговых обязанностей адвокатом, из всех перечисленных в письме дат – даты решения о присвоении статуса адвоката, даты принесения присяги и даты уведомления Минюста о присвоении статуса адвоката – ФНС России предпочла наиболее раннюю, что говорит о произвольном и пробюджетном подходе налогового ведомства.
По мнению эксперта, с таким разъяснением нельзя согласиться, поскольку оно противоречит НК РФ. Константин Сасов заметил, что, исходя из положений ст. 430 НК РФ, обязанность плательщиков страховых взносов непосредственно связана только с одним обстоятельством: осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности ее плательщика. Согласно подп. 2 п. 4 ст. 430 НК РФ календарным месяцем начала деятельности признается для адвоката календарный месяц, в котором адвокат поставлен на учет в налоговом органе. В том случае, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, напомнил эксперт, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором адвокат снят с учета в налоговых органах (п. 5 ст. 430 НК РФ).
Таким образом, делает вывод адвокат, толкование ФНС России положений НК РФ существенно расходится с текстом самого Кодекса: дата начала исполнения налоговых обязанностей адвокатом согласно письму ФНС России от 1 сентября 2020 г. № БС-4-11/14026@ (момент присвоения статуса адвоката), очевидно, наступает ранее даты, установленной в подп. 2 п. 4 ст. 430 НК РФ (постановка на учет в налоговом органе). Следовательно, в нарушение положений ст. 1, 4 и 6 НК РФ налоговое ведомство ограничило права адвокатов – налогоплательщиков, определенные в Кодексе.
Константин Сасов считает необходимым обжаловать письмо ФНС России от 1 сентября 2020 г. № БС-4-11/14026@ в суде. «В целях устранения правовой неопределенности и минимизации налоговых рисков адвокаты могут консолидироваться при помощи региональных и федеральной палат и одновременно подать заявления в Верховный Суд РФ об оспаривании письма, – отметил он. – Это лучше, чем если каждый будет отбиваться потом в одиночку от штрафов своей инспекции».
Эксперт также предложил не руководствоваться этим письмом. Следует помнить, что согласно подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики вправе не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам, добавил он.