Лента новостей

21 апреля 2025 г.
Почти все блоки КИС АР введены в эксплуатацию
Вице-президент ФПА РФ Елена Авакян выступила на XII Всероссийском съезде адвокатов
21 апреля 2025 г.
«Мы хотим показать, что мы ждем к себе судебных представителей»
Президент ФПА РФ Светлана Володина и первый вице-президент ФПА РФ Михаил Толчеев выступили на круглом столе в Совете Федерации

Мнения

Елена Бондаренко
18 апреля 2025 г.
«ПрофПлатформа: Адвокаты & Эксперты»
О совместном проекте Комиссии по молодежной политике Адвокатской палаты Новосибирской области и АНО «Институт экспертных исследований»

Интервью

Следующей цивилизацией будет цивилизация права
16 апреля 2025 г.
Виктор Буробин
Следующей цивилизацией будет цивилизация права
В 2025 году планируется открытие первой бесплатной электронной юридической библиотеки «ЮСТЕКА»

«Ранее такой нормы не было ни в советском, ни в российском УПК»

21 марта 2025 г. 17:51

Проведение предварительного расследования хотят разрешить по месту нахождения потерпевших


Как полагают авторы поправок, производство предварительного следствия по месту нахождения обвиняемого не всегда возможно, поскольку не все преступления могут быть оперативно раскрыты, а свидетели по многоэпизодному делу также могут быть установлены далеко не сразу. В ФПА РФ отметили, что законопроект снимает различные проблемные ситуации, возникающие в следственной практике в связи с определением места производства предварительного следствия.

Как сообщает «АГ», Госдума приняла в первом чтении законопроект № 792475-8 о внесении изменений в ст. 152 «Место производства предварительного расследования» УПК РФ, подготовленный в целях разрешения вопросов, возникающих при определении подследственности в ходе расследования хищений средств, совершаемых дистанционно.

Помимо общего правила определения территориальной подследственности уголовных дел в ч. 2–4 и 6 ст. 152 УПК установлены специальные правила определения территориальной подследственности уголовного дела, которые допускают производство предварительного расследования и в ином месте, в частности по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей. Вместе с тем авторы законопроекта подчеркивают, что хищения имущества, совершаемые дистанционно, как правило, связаны с большим числом потерпевших, а количество эпизодов при этом может превышать несколько сотен. В то же время потерпевшие могут находиться как в одном, так и в нескольких регионах, а злоумышленники – в тех же либо в других регионах или даже за пределами РФ.

В пояснительной записке к законопроекту отмечено, что, как правило, местом совершения преступления по рассматриваемой категории уголовных дел является место совершения действий, направленных на незаконное изъятие денежных средств, например место, в котором лицо с использованием чужой или поддельной платежной карты снимает наличные денежные средства через банкомат либо осуществляет путем безналичных расчетов оплату товаров или перевод чужих денежных средств на другой счет. Таким образом, установление места совершения преступления может занимать значительное время.

Как полагают разработчики поправок, производство предварительного следствия по месту нахождения обвиняемого не всегда возможно, поскольку не все такие преступления могут быть оперативно раскрыты. Кроме того, свидетели по многоэпизодному уголовному делу также могут быть установлены далеко не сразу. С учетом этого, а также в целях защиты прав потерпевших законопроектом предлагается дополнить ч. 4 ст. 152 УПК, определив местом производства предварительного расследования место нахождения обвиняемого, большинства свидетелей или потерпевших. Также предлагается наделить руководителя следственного органа федерального органа исполнительной власти полномочием определять место производства предварительного расследования, если преступление совершено иностранным гражданином или лицом без гражданства, не проживающими постоянно в РФ, и направлено против интересов РФ.

Заместитель председателя Комиссии Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов Нвер Гаспарян отметил, что законопроект снимает различные проблемные ситуации, возникающие в следственной практике в связи с определением места производства предварительного следствия. Одновременно он облегчает деятельность следователей, расширяя процессуальную вариативность, в частности допуская досудебное производство по месту нахождения потерпевших. «Ранее такой нормы не было ни в советском, ни в российском УПК. Кроме этого, законопроект наделяет правом руководителя следственного органа при федеральном органе исполнительной власти определять подследственность, что бывает актуально при совершении преступления иностранным гражданином или лицом без гражданства. Очевидно, что вносимые предложения продиктованы интересами стороны обвинения», – прокомментировал он.

Анжела Арстанова

Поделиться