Лента новостей
В развитие системы повышения уровня профессионального мастерства адвокатов
Аргументация заявителя не учитывает сложившуюся судебную практику
Актуальные задачи адвокатуры Приморья
Мнения
Адвокатский чат: опыт адвокатуры Приморья
Интервью
Подавать пример другим
Проигравших не было
7–8 апреля в Санкт-Петербурге прошел финал XII Межрегионального конкурса учебных судов имени Принца П.Г. Ольденбургского
Конкурс организован Санкт-Петербургским институтом права имени Принца П.Г. Ольденбургского при поддержке Федеральной палаты адвокатов РФ, Российской национальной библиотеки (РНБ), юридического факультета Санкт-Петербургского государственного экономического университета (СПбГЭУ), Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), АНО «Центр развития юридических клиник», адвокатских образований и юридических фирм. Ранее состоялись региональные конкурсы учебных судов в Санкт-Петербурге, Москве, Екатеринбурге, Грозном и других регионах. Всего в играх приняли участие более 250 школьников. В приветственном письме исполнительный вице-президент ФПА РФ Андрей Сучков сообщил о поддержке идеи проекта и пожелал участникам конкурса «увлекательной и успешной игры, упорства в достижении цели, удачи и, конечно, победы».
Отметим, что учебные суды традиционно проводятся для развития у школьников важных практических навыков командной работы, анализа информации, выработки позиции, аргументирования, публичного выступления. В ходе подготовки старшеклассники знакомятся с правовыми проблемами, используют справочно-правовые системы и общаются с практикующими юристами и студентами клиник правового просвещения «Живое право». В рамках проекта «Классный юрист» адвокаты устанавливают партнерство со школами и организуют несколько просветительских мероприятий, кульминацией которых становится учебный суд.
Команды школьников выступали в роли представителей истца и ответчика в деле «О сбитом дроне». Участники обсуждали сложные правовые вопросы, касающиеся содержания права на неприкосновенность частной жизни, самозащиты права, оснований и размера компенсации морального вреда. Им пришлось не только цитировать правовые нормы, но и интерпретировать применение в каждом конкретном деле принципов разумности, справедливости, добросовестности, соразмерности. Все участники прекрасно подготовились, хорошо ориентировались в обстоятельствах дела, демонстрировали понимание права и владение источниками – от Конституции, федеральных законов и практики Европейского суда по правам человека до национальной судебной практики и мнений авторитетных ученых-юристов.
Но правила конкурса требовали не просто выступлений с заранее подготовленными текстами, а готовности отвечать на многочисленные уточняющие и часто провокационные вопросы судей, в роли которых выступили петербургские адвокаты и юристы. Диалог с ними участники вели на вполне профессиональном уровне. А в некоторых технических вопросах, например, связанных с трансляцией в Instagram, школьники разбирались не хуже судей. Также большинство участников приятно порадовали культурой речи, уместным использованием риторических приемов.
7 апреля на юридическом факультете СПбГЭУ в финальных раундах конкурса сыграли команда ЮКОН (Юношеский клуб общественных наук Санкт-Петербургского городского дворца творчества юных), сборная Приморского района Санкт-Петербурга, команды школы № 525 Санкт-Петербурга, Университетской гимназии МГУ, школы «Интеллектуал» (Москва), гимназии № 16 «Интерес» г. Люберцы (Московская область), школы № 60 г. (Грозный, Чеченская Республика), сборная Волгограда.
8 апреля в новом здании Российской национальной библиотеки продолжились игры финальных раундов, по итогам которых в суперфинал вышли команда ЮКОН (Санкт-Петербург) и команда школы № 60 (Грозный), сыгравшие заключительную игру за первое место.
Итоговые места межрегионального финала распределились следующим образом:
1 место – команда школы № 60 (Грозный);
2 место – команда ЮКОН (Санкт-Петербург);
3 место – университетская гимназия МГУ (Москва) и сборная команда Приморского района (Санкт-Петербург);
4 место – первая и вторая команды школы «Интеллектуал» (Москва);
5 место – команды школы № 525 (Санкт-Петербург), гимназии № 16 «Интерес» (Люберцы), сборная команда Волгограда.
Разница между отдельными местами составила минимальное количество баллов. Всех участников финала можно с уверенностью считать победителями.
Кроме того, для участников конкурса организовали экскурсию по зданию Российской национальной библиотеки, а награждение состоялось в помещении галереи, где проходили учебные процессы, и у статуи Фемиды перед зданием библиотеки.
Участники финала получили ценные призы от Федеральной палаты адвокатов РФ – книги-победители первой Национальной премии по литературе в области права, а также эксклюзивное двухтомное издание «Суд присяжных и адвокатура в России». Руководитель Центра правовой информации Российской национальной библиотеки Татьяна Диас вручила победителям призы от РНБ.
Лучшие представители сторон в отдельных номинациях приглашены в новом учебном году к участию в образовательной поездке в г. Ольденбург (Германия), которую Санкт-Петербургский институт права организует совместно с Ольденбургско-Русским благотворительным обществом.
Организаторы выражают глубокую благодарность за сотрудничество в проведении турнира юридическому факультету СПбГЭУ и лично Н.А. Крайновой и М.Н. Калис, РНБ и лично Т.Н. Диас, ФПА РФ и лично А.В. Сучкову и Ю.В. Коруховой, АНО «Центр развития юридических клиник» и лично директору М.Д. Дранжевскому, МГЮА и лично М.В. Самсоновой, а также всем адвокатам, юристам, студентам, учителям школ, родителям, без участия которых проведение конкурса было бы невозможным, а также надеются на расширение участия в подготовке и проведении конкурса студентов-юристов, участвующих в работе клиник правового просвещения «Живое право», адвокатов в рамках проекта «Классный юрист», центров правовой информации и профессиональных объединений юристов.
Добавим, что на этом этапе конкурс не заканчивается – команды из регионов, по разным причинам не приехавшие в Санкт-Петербург на общероссийский финал, смогут сыграть между собой посредством видеосвязи. А в следующем учебном году планируется еще более широкое проведение учебных судов на уровне школ, регионов и общероссийского финала. Также в 2018–2019 гг. состоятся конкурсы учебных судов на английском языке – European Moot Court и Baltic Moot Court, а зимой 2020 г. – очередной всемирный конкурс International Moot Court для школьных команд в Гааге.