Лента новостей

18 марта 2025 г.
Делиться знаниями – особое мастерство
В ФПА РФ обсудили миссию адвокатуры, связанную с правовым просвещением граждан
18 марта 2025 г.
Минюст России является ведомством, ответственным за очень разноплановые, сложные сферы деятельности государства
18 марта состоялось заседание расширенной коллегии Минюста России, на котором были подведены итоги деятельности ведомства за 2024 г. и определены приоритетные направления деятельности
18 марта 2025 г.
Адвокатский запрос – самое разработанное и урегулированное статусное право
Об особенностях применения статусных прав адвоката, аспектах представительства в гражданском судопроизводстве

Мнения

Елена Бондаренко
17 марта 2025 г.
Архивы палаты
Об участии молодых адвокатов в сохранении исторической памяти корпорации

Интервью

Хочется верить, что интересы адвокатского сообщества будут максимально учтены
3 марта 2025 г.
Михаил Трегубов
Хочется верить, что интересы адвокатского сообщества будут максимально учтены
Следует расширить права адвокатов как участников уголовного и гражданского процессов, установить реальный контроль за их реализацией

Проблемы содержания в СИЗО и пути их решения

28 июня 2019 г. 12:22

Доклад по итогам обсуждения условий содержания под стражей будет представлен Президенту РФ


Федеральная служба исполнения наказаний (далее – ФСИН) совместно с Советом при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (далее – СПЧ) намерены направить Владимиру Путину доклад о результатах анализа соблюдения норм санитарной площади в помещениях, предназначенных для содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. К докладу прилагаются предложения по улучшению условий содержания указанных лиц. Комментируя эти предложения, вице-президент ФПА РФ, член СПЧ Генри Резник отметил позитивные сдвиги в работе ФСИН и назвал ряд объективных обстоятельств уменьшения количества содержащихся в СИЗО.

Проект доклада Президенту РФ обсуждался 24 июня на совместном заседании руководства ФСИН и членов СПЧ, где высказывалась озабоченность в связи с существующими проблемами содержания под стражей, а также звучали конкретные предложения по улучшению условий пребывания в СИЗО.

Согласно проведенному анализу, по состоянию на 1 июня 2019 г., в уголовно-исполнительной системе РФ значительно уменьшилось количество СИЗО, в которых отмечалось несоблюдение норм санитарной площади в помещениях для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (с 69 до 19). Число следственных изоляторов, не соответствующих по условиям содержания законодательству РФ, уменьшилось с 95 до 59.

Средний размер санитарной площади, приходящейся на одного содержащегося в СИЗО, составляет 5,1 кв. м при норме в 4 кв. м. Однако в регионах ситуация очень неоднородная и составляет, например, от 2,3 кв. м в Республике Крым до 3,8 кв. м – в Московской области.

Существует также проблема технического состояния следственных изоляторов, треть камерного фонда которых нуждается в проведении капитального ремонта. Около 14% режимных корпусов эксплуатируются более 60 лет, еще около 19% – более 100 лет, 12,4% корпусов находятся в неудовлетворительном техническом состоянии, более чем в 40% корпусов отсутствует система принудительной приточно-вытяжной вентиляции. Строительство 14 СИЗО на 5243 места и 33 режимных корпусов на 8913 мест позволило разгрузить действующие СИЗО в 25 субъектах РФ. До 2026 г. запланировано строительство 17 СИЗО и режимных корпусов общей вместимостью более 11 тыс. мест, проводятся работы по капитальному ремонту зданий СИЗО, включая создание необходимых условий содержания в камерных помещениях. Только за последние три года осуществлен ремонт более 3,5 тыс. объектов УИС и 29 тыс. метров инженерных сетей, указано в докладе.

На начало 2019 г. число СИЗО, в которых подследственные содержались в надлежащих условиях, составило 73,4%. Работа в данном направлении ФСИН России будет продолжена.

Реальное улучшение действительно происходит, считает вице-президент ФПА РФ, член СПЧ Генри Резник, в том числе по объективным причинам. «Происходит снижение преступности, которое обусловлено уменьшением населения страны и, соответственно, снижением количества мужчин «криминального возраста». Молодых мужчин становится меньше в связи с падением рождаемости. Снижение преступности – это общемировая тенденция, молодежь ушла с улиц в виртуальное пространство.

Кроме того, благодаря изменениям законодательства, декриминализации отдельных составов суды стали меньше сажать. Альтернативные меры наказания стали чаще применяться. Когда им нужно, суды все равно избирают в качестве меры пресечения заключение под стражу, но на самом деле это нужно не всегда», – отмечает Генри Резник.

В то же время, по его словам, «надо быть объективным и похвалить уголовно-исполнительную политику, которая в отношении содержания под стражей предпринимает значительные усилия для того, чтобы в СИЗО стало легче дышать. Так что уменьшение количества СИЗО, где не соблюдаются нормы санитарной площади, – это действительно заслуга ФСИН. На это выделяются значительные средства, особенно с учетом постоянных замечаний ЕСПЧ. Хотя нам еще, конечно, далеко до скандинавских стран, где могут отсрочить наказание, если нет соответствующих условий содержания под стражей».

Генри Резник заметил, что только в последние годы стали возводиться новые следственные изоляторы. С 1922 по 1997 г. в стране вообще не строились СИЗО, все силы были брошены на постройку колоний. В 1997 г. первый новый изолятор появился в Москве в результате реконструкции вытрезвителя для алкоголиков.

* * *

Согласно докладу проблемным вопросом является конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по железнодорожным маршрутам, по которым ежегодно специальными подразделениями УИС перевозится более 500 тыс. человек.

Увеличилась на 4,3% (с 39,7% до 44%) в СИЗО доля лиц, привлеченных к уголовной ответственности за совершение преступлений небольшой или средней тяжести.

По состоянию на 1 января 2019 г., в СИЗО содержалось более 7 тыс. иностранных граждан, из них более 1 тыс. человек – за совершение преступлений небольшой и средней тяжести. Данная категория содержащихся под стражей лиц составляет значительную долю в следственных изоляторах крупных городов и административных центров. Так, например, по состоянию на 1 апреля 2019 г., в СИЗО субъектов, входящих в состав Центрального федерального округа, содержалось более 4 тыс. иностранных граждан, из них на СИЗО г. Москвы приходилось более 50%.

А всего в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы РФ отбывают наказание в виде лишения свободы 25,7 тыс. иностранных граждан (5,6% от общего количества лиц, отбывающих наказание), из них около 10% – за совершение преступлений небольшой и средней тяжести.

Это серьезная нагрузка на бюджет, считает Генри Резник. Проблема осложняется тем, что иностранцы, которые совершают преступления в России и попадают под стражу, успевают завести в нашей стране семьи и не подлежат депортации. Эта проблема всем понятна, и ФСИН совместно с СПЧ подготовили предложения по возможному внесению изменений в законодательство Российской Федерации, которые, с одной стороны, включают возможность введения нового вида уголовного наказания – принудительной высылки за пределы РФ, а с другой – исключают применение меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении подозреваемых или обвиняемых в совершении некоторых преступлений небольшой и средней тяжести.

Кроме того, Генри Резник указал на необходимость решения проблем перевода из одного следственного изолятора в другой с учетом количества содержащихся под стражей. Перевод в другой СИЗО может улучшить условия содержания, но затрудняет посещения родственников, если в близлежащих регионах нет изоляторов временного содержания.

* * *

Комментируя предложения Правительства РФ внести в законодательство изменения, позволяющие существенно продвинуться в решении вопросов создания надлежащих условий содержания под стражей и в исправительных учреждениях, Генри Резник указал, что многие из них нуждаются в доработке.

«Предложение не применять меру пресечения в виде заключения под стражу по делам небольшой тяжести можно было бы только приветствовать, но оно нуждается в тщательной проработке, поскольку не решает вопрос, как быть с рецидивистами. И вообще линейной связи между мерой пресечения и назначением наказания не существует. Могут быть основания для содержания под стражей, но впоследствии суд выберет наказание, не связанное с лишением свободы», – заметил вице-президент ФПА РФ.

Есть проблемы, которые не связаны с содержанием под стражей. Например, помещенного под домашний арест нужно доставлять на вопросы, ждать и увозить обратно. Это требует значительных сил и средств со стороны ФСИН.

«В шутку я даже предложил возложить эту обязанность на адвокатов, чтобы они доставляли своих доверителей к следователю и обратно», – улыбнулся Генри Резник.

Вице-президент ФПА РФ считает, что в целом необходимо минимизировать случаи применения такой меры пресечения, как заключение под стражу, которая должна применяться, как указано в УПК РФ, «при невозможности применения другой меры пресечения». Но пока суды, опасаясь негативных последствий, отправляют людей в СИЗО даже в тех случаях, когда нет серьезных оснований полагать, что подозреваемый скроется или совершит новое преступление. О том, что судьи «перестраховываются», говорил на совещании директор ФСИН России Геннадий Корниенко.

«Мне понравилось, что в общем все сложности не замалчивались и профессионально обсуждались. Предлагаемые предложения учитывают практику ЕСПЧ и стандарты современного демократического общества, где права человека должны соблюдаться, независимо от каких бы то ни было условий», – резюмировал Генри Резник.

Поделиться