Лента новостей

14 мая 2021 г.
Необходимо широко информировать граждан об их правах на БЮП
Глава Минюста России Константин Чуйченко предложил меры по повышению эффективности бесплатной юридической помощи
14 мая 2021 г.
Применим ли Кодекс европейских юристов к их российским коллегам?
С 10 по 14 мая в столице Великобритании прошла Лондонская неделя международных споров
14 мая 2021 г.
Как эксперты изучают содержание сознания человека
Участникам вебинара ФПА РФ дали практические рекомендации по оспариванию показаний, полученных с помощью психологического воздействия на доверителя

Мнения

Сергей Макаров
14 мая 2021 г.
Уважение других к нам невозможно без самоуважения
Размышления о прочитанном и об адвокатском знаке

Интервью

Наша общая цель – независимость адвокатуры
15 апреля 2021 г.
Иван Казаков
Наша общая цель – независимость адвокатуры
Именно совместными усилиями и единой позицией адвокатских палат России и ФПА РФ можно достичь необходимых результатов

Причину ДТП и его виновника определяет эксперт

9 апреля 2021 г. 16:04

Слушателям вебинара ФПА РФ рассказали о задачах и некоторых проблемах современной автотехнической экспертизы


9 апреля в ходе третьего вебинара ФПА РФ в рамках курса «Специальные знания в деятельности адвоката» с лекцией на тему «Автотехническая экспертиза по делам по исследованию обстоятельств ДТП» выступил ведущий государственный судебный эксперт отдела автотехнических экспертиз ФБУ Северо-Западного регионального центра судебной экспертизы Минюста России Тимофей Бочаров.

В рамках своего выступления он рассмотрел следующие вопросы: актуальные проблемы качества судебных автотехнических экспертиз (САТЭ); современное состояние производства САТЭ с использованием компьютерных программ; методические подходы к использованию компьютерного моделирования дорожно-транспортного происшествия (ДТП) в автотехнической экспертизе; задачи судебной экспертизы по исследованию видеозаписей с событиями ДТП и пути гармонизации и разграничения специальных знаний САТЭ и судебной экспертизы видео- и звукозаписей.

В первой части своей лекции Тимофей Бочаров рассказал, как описываются фабула происшествия, сведения о его участниках, показания очевидцев. Прежде всего, автотехническая экспертиза исследует техническую возможность водителя предотвратить ДТП. Лектор подробно остановился на правилах и методике такого исследования. Он отметил, что если эксперту не предоставляются конкретные цифры и он не может провести контрольный эксперимент, в этом случае он опирается на стандартные параметры, относящиеся к данной марке транспортного средства.

Тимофей Бочаров привел конкретные примеры, когда в зависимости от заданного «момента возникновения опасности» экспертом могут быть сделаны противоположные выводы о возможности водителя предотвратить наезд на пешехода. Это объясняется как противоречиями в Правилах дорожного движения, так и отсутствием утвержденной единой методики экспертного исследования.

При рассмотрении уголовных дел крайне важным является установление скорости транспортного средства, которую не всегда возможно определить традиционными способами. Сегодня уже рядовым событием становится экспертиза видеоизображения, а иногда нужную информацию содержат блоки управления подушками безопасности.

Тимофей Бочаров указал, что при определении причин ДТП эксперт, как правило, восстанавливает механизм аварии с помощью транспортной трасологии. Для этого используются специальные компьютерные программы, применяемые при производстве автотехнических экспертиз. Анализу этих программ спикер уделил особое внимание. Он также обосновал необходимость в работе с самыми распространенными и функциональными на сегодняшний день компьютерными программами для анализа и моделирования механизма ДТП, базирующимися на методиках, принятых в экспертной практике, и положениях, а также опыте практикующих экспертов.

Наилучший результат, по словам лектора, показывает программа PC-Crash. Алгоритм ее работы предусматривает следующие этапы: получение исходной информации; контроль экспертом полученных сведений и оценка достаточности исходной информации; реконструкция механизма ДТП; описание механизма ДТП в экспертных терминах и понятиях.

Для выполнения экспертного исследования необходимо составить масштабный чертеж ДТП, изучить имеющуюся информацию, в том числе следы ДТП, после чего с помощью компьютерного моделирования эксперт может составить заключение о том, как произошло столкновение транспортных средств, какие они получили повреждения, кто из водителей является виновником данного ДТП.

Во второй части лекции Тимофей Бочаров сообщил об исследовании обстоятельств ДТП с использованием видеозаписей. Он коснулся типовых и частно-экспертных методов и средств исследования, порядка их применения и оценки полученных результатов в аспекте экспертных задач. Давая характеристику ДТП, эксперт-автотехник оценивает имеющуюся в видеофайле информацию с учетом требований Правил дорожного движения. В экспертном заключении непременно должны быть указаны характеристики файла, с которым работал эксперт.

Тимофей Бочаров подробно описал корректные формулировки вопросов, ставящихся перед экспертом, необходимые документы, исходные данные.

В завершение выступления он ответил на вопросы слушателей.

Обращаем внимание, что запись вебинара будет доступна сегодня до 24.00 (по московскому времени). Повтор трансляции состоится в субботу, 10 апреля.

Константин Катанян

Поделиться