Лента новостей

24 апреля 2024 г.
Развитие КИС АР выходит на новый этап
Заключен договор на разработку программного обеспечения интеграции Комплексной информационной системы адвокатуры России с Системой межведомственного электронного взаимодействия
23 апреля 2024 г.
«Замечательные работы, замечательное восприятие жизни»
23 апреля в очном формате состоялось очередное заседание Совета ФПА РФ, в рамках которого открылась выставка акварелей адвоката АП Тверской области Елены Кошелевой

Мнения

Тимофей Жирнов
22 апреля 2024 г.
Основная цель – сделать квалифицированную юридическую помощь доступной каждому нуждающемуся в ней гражданину
Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи в МФЦ, Брянском филиале Фонда «Защитники Отечества» и Негосударственном центре бесплатной юридической помощи при АП Брянской области

Интервью

Адвокатура – это своего рода семья
12 апреля 2024 г.
Александр Илькун
Адвокатура – это своего рода семья
Роль женщин в адвокатуре сложно переоценить

Причину ДТП и его виновника определяет эксперт

9 апреля 2021 г. 16:04

Слушателям вебинара ФПА РФ рассказали о задачах и некоторых проблемах современной автотехнической экспертизы


9 апреля в ходе третьего вебинара ФПА РФ в рамках курса «Специальные знания в деятельности адвоката» с лекцией на тему «Автотехническая экспертиза по делам по исследованию обстоятельств ДТП» выступил ведущий государственный судебный эксперт отдела автотехнических экспертиз ФБУ Северо-Западного регионального центра судебной экспертизы Минюста России Тимофей Бочаров.

В рамках своего выступления он рассмотрел следующие вопросы: актуальные проблемы качества судебных автотехнических экспертиз (САТЭ); современное состояние производства САТЭ с использованием компьютерных программ; методические подходы к использованию компьютерного моделирования дорожно-транспортного происшествия (ДТП) в автотехнической экспертизе; задачи судебной экспертизы по исследованию видеозаписей с событиями ДТП и пути гармонизации и разграничения специальных знаний САТЭ и судебной экспертизы видео- и звукозаписей.

В первой части своей лекции Тимофей Бочаров рассказал, как описываются фабула происшествия, сведения о его участниках, показания очевидцев. Прежде всего, автотехническая экспертиза исследует техническую возможность водителя предотвратить ДТП. Лектор подробно остановился на правилах и методике такого исследования. Он отметил, что если эксперту не предоставляются конкретные цифры и он не может провести контрольный эксперимент, в этом случае он опирается на стандартные параметры, относящиеся к данной марке транспортного средства.

Тимофей Бочаров привел конкретные примеры, когда в зависимости от заданного «момента возникновения опасности» экспертом могут быть сделаны противоположные выводы о возможности водителя предотвратить наезд на пешехода. Это объясняется как противоречиями в Правилах дорожного движения, так и отсутствием утвержденной единой методики экспертного исследования.

При рассмотрении уголовных дел крайне важным является установление скорости транспортного средства, которую не всегда возможно определить традиционными способами. Сегодня уже рядовым событием становится экспертиза видеоизображения, а иногда нужную информацию содержат блоки управления подушками безопасности.

Тимофей Бочаров указал, что при определении причин ДТП эксперт, как правило, восстанавливает механизм аварии с помощью транспортной трасологии. Для этого используются специальные компьютерные программы, применяемые при производстве автотехнических экспертиз. Анализу этих программ спикер уделил особое внимание. Он также обосновал необходимость в работе с самыми распространенными и функциональными на сегодняшний день компьютерными программами для анализа и моделирования механизма ДТП, базирующимися на методиках, принятых в экспертной практике, и положениях, а также опыте практикующих экспертов.

Наилучший результат, по словам лектора, показывает программа PC-Crash. Алгоритм ее работы предусматривает следующие этапы: получение исходной информации; контроль экспертом полученных сведений и оценка достаточности исходной информации; реконструкция механизма ДТП; описание механизма ДТП в экспертных терминах и понятиях.

Для выполнения экспертного исследования необходимо составить масштабный чертеж ДТП, изучить имеющуюся информацию, в том числе следы ДТП, после чего с помощью компьютерного моделирования эксперт может составить заключение о том, как произошло столкновение транспортных средств, какие они получили повреждения, кто из водителей является виновником данного ДТП.

Во второй части лекции Тимофей Бочаров сообщил об исследовании обстоятельств ДТП с использованием видеозаписей. Он коснулся типовых и частно-экспертных методов и средств исследования, порядка их применения и оценки полученных результатов в аспекте экспертных задач. Давая характеристику ДТП, эксперт-автотехник оценивает имеющуюся в видеофайле информацию с учетом требований Правил дорожного движения. В экспертном заключении непременно должны быть указаны характеристики файла, с которым работал эксперт.

Тимофей Бочаров подробно описал корректные формулировки вопросов, ставящихся перед экспертом, необходимые документы, исходные данные.

В завершение выступления он ответил на вопросы слушателей.

Обращаем внимание, что запись вебинара будет доступна сегодня до 24.00 (по московскому времени). Повтор трансляции состоится в субботу, 10 апреля.

Константин Катанян

Поделиться