Лента новостей

19 апреля 2024 г.
Обозначить риски адвокатов и консультантов и указать способы их минимизировать
В Москве прошел второй день VIII конференции «Юридический бизнес России 2024»
19 апреля 2024 г.
За заслуги в укреплении законности, защите прав и интересов граждан и многолетнюю работу
Президенту Гильдии российских адвокатов, вице-президенту ФПА РФ Гасану Мирзоеву вручен Орден Дружбы
19 апреля 2024 г.
«Нам важна точка зрения каждого»
18 апреля Научно-консультативный совет ФПА РФ обсудил тему смертной казни и моратория на ее применение, ставшую актуальной в связи с трагическими событиями в «Крокус Сити Холле»

Мнения

Наталья Червякова
19 апреля 2024 г.
Решать проблемы оказания БЮП участникам СВО и членам их семей необходимо совместными усилиями
О докладе по участию адвокатов АП Новгородской области в государственной системе бесплатной юридической помощи в 2023 г.

Интервью

Адвокатура – это своего рода семья
12 апреля 2024 г.
Александр Илькун
Адвокатура – это своего рода семья
Роль женщин в адвокатуре сложно переоценить

Преимущества при выборе представителя в суде

17 января 2022 г. 14:33

Адвокатам рассказали о профессиональном представительстве в цивилистическом процессе


17 января в рамках вебинара ФПА РФ по совершенствованию профессионального мастерства лекцию на тему «Профессиональное представительство в цивилистическом процессе» прочел доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой арбитражного процесса Саратовской государственной юридической академии, член Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ Сергей Афанасьев.

Начало своего выступления лектор посвятил актуальным вопросам становления и развития института профессионального представительства в российском цивилистическом процессе, а также ближайшим перспективам, связанным с его возможной трансформацией.

Далее Сергей Афанасьев рассмотрел причины введения профессионального представительства по гражданским и административным делам; на примере ГПК РФ, АПК РФ и КАС РФ он раскрыл направления отечественной государственной политики в соответствующей области общественных отношений с середины 90-х годов до нашего времени; проанализировал комплекс нормативных правовых актов, регулирующих названный вид представительства; привел примеры из правоприменительной тематической практики, прежде всего судебной; описал международный опыт, накопленный разными странами по введению и применению профессионального представительства, его плюсы и минусы.

Профессор напомнил, что в соответствии с ч. 5 ст. 59 АПК РФ (в редакции 2022 г.) представителями организаций могли выступать в арбитражном суде по должности руководители организаций, действовавшие в пределах полномочий, предусмотренных федеральным законом, иным нормативным правовым актом, учредительными документами, или лица, состоявшие в штате указанных организаций, либо адвокаты.

А согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» представителями организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления в гражданском и административном судопроизводстве, судопроизводстве по делам об административных правонарушениях могут выступать только адвокаты, за исключением случаев, когда эти функции выполняют работники, состоящие в штате указанных организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, если иное не установлено федеральным законом.

* * *

Отдельное внимание в выступлении Сергея Афанасьева было уделено проблеме монополизации современного рынка профессиональных юридических услуг, а также воздействия адвокатуры на данный процесс, отношения к этому государства в лице уполномоченных структур, в частности Министерства юстиции РФ. Исходя из этого, лектором продемонстрирована эволюция проекта Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи, предусматривавшего исключительное право адвокатов на судебное представительство. Хотя указанный проект Концепции так не был принят, в целом ряде отечественных законопроектов была реализована идея повышения профессионального уровня представителей, а в КАС закреплено положение о том, что помимо адвокатов представителями в некоторых судах могут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование.

В то же время, как напомнил Сергей Афанасьев, Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (далее – Совет, СПЧ) высказал мнение, что введение полностью профессионального представительства приведет к тому, что не имеющие средств граждане будут вынуждены выступать в суде сами, при том, что другую сторону в процессе будет представлять профессиональный юрист. Это, по мнению членов Совета, лишит возможности представлять интересы граждан в судах сотрудников организаций по защите потребителей, правозащитных организаций, профессиональных союзов, которые зачастую при отсутствии дипломов имеют большую положительную практику защиты прав граждан.

В СПЧ напомнили, что в 2004 г. Конституционный Суд РФ признал ч. 5 ст. 59 АПК РФ, исключавшую выбор в качестве представителей в арбитражном суде других лиц, кроме адвокатов или работников, состоящих в штате организаций, не соответствующей Конституции РФ как нарушающую требование равенства прав граждан при обращении за судебной защитой.

Однако Федеральная палата адвокатов РФ не согласилась с предложенной Советом интерпретацией Постановления КС РФ, полагая, что конституционные судьи не лишили законодателя права вносить изменения в действующую систему правового регулирования судебного представительства и что «право вести свои дела в суде через самостоятельно выбранного представителя не означает безусловное право выбирать в качестве такового любое лицо» (см.: Определение Конституционного Суда РФ от 30 ноября 2021 г. № 2521-О). Таким образом, законодатель вправе предусмотреть преимущества, в частности, для адвокатов при допуске их в качестве представителей в суде, например, если необходимость таких преимуществ обусловлена публичными интересами.

В настоящее время институт процессуального представительства урегулирован законодателем не единообразно: ч. 2 ст. 49 ГПК РФ позволяет представителям, не имеющим высшего юридического образования, осуществлять свои полномочия при рассмотрении дел мировыми судьями и районными судами, к подсудности которых отнесено подавляющее большинство дел. Требование о профессиональном представительстве задействуется при рассмотрении дела судом субъекта РФ (краевым, областным и равным по уровню) и вышестоящими судами. В то же время в соответствии со ст. 59 АПК РФ представителями граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций могут выступать в арбитражном суде адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица, имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности.

Эта проблема является системной и требует системного подхода, решить ее только путем внесения изменений в Закон об адвокатуре невозможно, подчеркнул Сергей Афанасьев. Он также рассказал о предложениях Верховного Суда РФ ввести наряду с профессиональным представителем поверенного, объем полномочий которого существенно меньше, чем у представителя, поэтому требование о наличии высшего юридического образования к нему не предъявляется.

В ходе выступления лектором изучена проблематика разработки и введения в действие единых стандартов оказания квалифицированной юридической помощи населению по гражданским и административным делам (которая гарантируется гражданам на конституционном уровне) с учетом системной роли в этом адвокатуры, а равно деятельности государственных юридических бюро, федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им учреждений, в чью задачу по закону входит оказание правовой помощи лицам, нуждающимся в этом.

Ознакомиться с презентацией можно здесь.

Обращаем внимание, что запись вебинара будет доступна сегодня, 17 января, до 24.00 (по московскому времени). Повторы трансляции состоятся 22 и 23 января.

Поделиться