Лента новостей

4 октября 2024 г.
Наше будущее – цифровое и платформенное
На Поволжском юридическом конгрессе обсудили значение глобальной цифровизации для адвокатуры
4 октября 2024 г.
Дискуссия о фундаментальном понимании роли и места адвокатуры в правоприменительной системе и системе общественного устройства
В Ульяновске состоялась конференция «Современная адвокатура: вызовы и перспективы развития»
3 октября 2024 г.
«Главное – это адвокатская деятельность и те, кто ею занимается»
Президент ФПА РФ Светлана Володина провела встречу с адвокатами АП Ульяновской области

Мнения

Александр Умнов
30 сентября 2024 г.
Как корабль назовете, так корабль и поплывет
О Центре адвокатской помощи при АП Курганской области

Интервью

Выполнение обязанностей по защите прав и свобод невозможно без сплоченности адвокатуры
4 октября 2024 г.
Ирина Кривоколеско
Выполнение обязанностей по защите прав и свобод невозможно без сплоченности адвокатуры
Адвокаты всех региональных палат СФО и ДФО оказывают бесплатную юридическую помощь гражданам как в рамках государственной системы, так и вне ее

Предложено ввести ответственность за воспрепятствование законной деятельности адвокатов, помогающих задержанным

30 июня 2022 г. 19:54

В Совете Федерации обсудили вопросы совершенствования законодательного регулирования института задержания в уголовно-процессуальном и административном законодательстве


Обсуждение прошло в рамках круглого стола, который провела председатель подкомитета по вопросам судебной власти, прокуратуры, защиты прав и свобод граждан Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Ольга Ковитиди. В круглом столе принял участие советник Федеральной палаты адвокатов РФ Игорь Пастухов. В ходе дискуссии было предложено предусмотреть ответственность за воспрепятствование законной деятельности адвокатов по оказанию ими юридической помощи задержанным.

В мероприятии, проходившем в смешанном режиме – очно и посредством видео-конференц-связи, также участвовали представители аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ, Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, научного и экспертного сообществ.

Открывая круглый стол, Ольга Ковитиди пояснила, что предметом дискуссии являются два вида задержания – административное и уголовно-процессуальное, каждое из которых может быть как самостоятельным процессом, так и образовывать в своей совокупности единый процесс задержания лица по подозрению в совершении преступления. По ее словам, анализ законодательства выявляет изъяны правового регулирования института задержания, что негативно сказывается на правоприменительной деятельности. Одной из наиболее острых проблем спикер назвала исчисление сроков при задержании.

«Таким образом, федеральное законодательство, регулирующее процессуально-правовой институт задержания и институт административного задержания, нуждается в дальнейшем совершенствовании. Существует необходимость поиска новых подходов в решении имеющихся проблем», – заключила Ольга Ковитиди.

Начальник отдела управления Главного управления по надзору за следствием, дознанием и оперативно-разыскной деятельностью Генеральной прокуратуры РФ Максим Максютин сообщил, что Генеральной прокуратурой РФ проводится регулярный мониторинг соблюдения органами предварительного расследования прав граждан при задержании подозреваемых и обвиняемых в совершении противоправных посягательств. Он привел статистику задержаний, которая свидетельствует, что в 2021 г. в порядке ст. 91 УПК РФ в целом по России было задержано около 107 тысяч лиц, в 2020 г. – 105 тысяч лиц, а в 2019 г. – 111 тысяч. Говоря о нарушениях, допущенных при задержаниях, спикер перечислил конкретные примеры, когда задержания были признаны незаконными, а задержанные – освобождены.

Заместитель начальника управления защиты прав человека в административном процессе и в местах принудительного содержания – начальник отдела защиты прав человека в административном процессе и местах временного содержания при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации Антон Бажанов в своем выступлении затронул проблему обеспечения задержанным права на квалифицированную юридическую помощь. Эта проблема обозначилась при анализе жалоб граждан, поступивших Уполномоченному. По его словам, до составления протокола о задержании лица фактически задержанные оказываются лишены права на квалифицированную юридическую помощь. «Таким образом права задержанных недостаточно гарантированы, что обусловливает необходимость закрепления в Кодексе об административных правонарушениях нормы о признании лицом, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, с момента фактического ограничения его свободы передвижения», – считает Антон Бажанов.

Он назвал еще одну проблему недопуска защитников к задержанным, находящимся в отделениях полиции, которая связана с введением в этих отделениях так называемого плана «Крепость». Адвокаты не допускаются в отделения под предлогом особого режима работы. Особенно остро эта проблема встает в период проведения мероприятий по пресечению незаконных публичных акций. Однако, по замечанию спикера, ни КоАП РФ, ни Закон «О полиции» не допускают ограничений конституционного права граждан на получение квалифицированной юридической помощи. По мнению спикера, внутренние акты правоохранительных органов, устанавливающие порядок специальных режимов, не должны идти вразрез с законодательно установленными требованиями по предоставлению привлекаемому к административной ответственности лицу права пользоваться помощью адвоката. «Учитывая изложенное, полагаем целесообразным предусмотреть ответственность за воспрепятствование законной деятельности адвокатов по оказанию ими юридической помощи задержанным», – сказал Антон Бажанов.

Адвокат АП Кемеровской области Евгений Хайрулин поднял проблему правоприменения при исчислении фактического времени задержания подозреваемого. «Фактические обстоятельства иногда в отдельных случаях подталкивают следователя к тому, что время задержания, указанное в протоколе, реально не соответствует объективному времени, когда задержанное лицо было доставлено в правоохранительные органы», – отметил он. Самым негативным последствием этого, по мнению Евгения Хайрулина, является отсутствие реальной возможности оказания квалифицированной юридической помощи задержанному.

«Все это время задержанное лицо находится в распоряжении работников правоохранительных органов, которые могут совершать с ним как процессуальные действия, так и оказывать некое внепроцессуальное давление, воздействие», – пояснил адвокат.

Доктор юридических наук, профессор кафедры уголовно-процессуального права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Сергей Россинский предложил рассмотреть институт задержания с точки зрения академической науки. Корень проблем, которые возникают при использовании этой меры процессуального принуждения, лежит, по его мнению, в том, что в советское время произошло сближение следствия и дознания. «Отсюда и проблема с защитником, – убежден Сергей Россинский. – Кто его будет обеспечивать? Полицейский, который задерживает и приводит? У него таких полномочий нет».       

Профессор видит необходимость в отказе от отраслевого регулирования задержания. Он предложил задуматься о создании единого межотраслевого унифицированного законодательного акта, в котором будет прописан единый механизм задержания.

Ольга Ковитиди предложила прислать в Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству все прозвучавшие в ходе круглого стола предложения, которые будут обобщены и направлены руководителю комитета Андрею Клишасу.

Сергей Гусев

Поделиться