Лента новостей
Проведено совещание по вопросам развития КИС АР
14 октября состоялась встреча президента ФПА РФ Светланы Володиной и президента АП Донецкой Народной Республики Сергея Еремина
«Успехов и удачи в благородной деятельности»
Мнения
Тайна под прикрытием
Интервью
Выполнение обязанностей по защите прав и свобод невозможно без сплоченности адвокатуры
Правосуден ли приговор
Апелляция оставила в силе приговор адвокату, осужденной за применение силы к судебному приставу
Как сообщает «АГ», Оренбургский областной суд вынес апелляционное постановление по жалобе адвоката АП Оренбургской области Оксаны Кебайер на приговор Ленинского районного суда Оренбурга, которым она была признана виновной в применении насилия, не опасного для жизни, в отношении сотрудника ФССП (ч. 1 ст. 318 УК РФ). Адвокату назначили наказание в виде штрафа в размере 70 тыс. руб., также она была обязана выплатить пострадавшему компенсацию морального вреда в размере 10 тыс. рублей. Оксана Кебайер информировала, что уже оплатила присужденный ей штраф, но планирует оспаривать судебные решения в ее отношении в кассацию, а также обратиться с жалобой в ЕСПЧ. В АП Оренбургской области, Совет которой должен прекратить статус адвоката, сообщили, что документы в ее отношении в палату еще не поступали. Отметим, что ситуация с Оксаной Кебайер находится на контроле председателя Комиссии Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов, вице-президента ФПА РФ Генри Резника. «В Комиссию поступали все материалы дела, Оксана Кебайер получала необходимые консультации. Есть серьезное и обоснованное сомнение в правосудности приговора. Впереди кассационное обжалование», – заявил по этому поводу Генри Резник.
Как сообщалось ранее, инцидент произошел 7 июня 2017 г. в суде, где Оксана Кебайер участвовала в судебном заседании по делу ее доверительницы. В перерыве к адвокату подошли судебные приставы Игорь Семенов и Надежда Глазкова и попытались задержать ее в рамках исполнительного производства, связанного с ДТП. В дальнейшем возник конфликт, в результате которого, по версии следствия, Оксана Кебайер применила насилие к Игорю Семенову, ударив его по лицу и выбив из рук мобильный телефон. Настенные камеры наблюдения в этот день в суде не работали, и единственным объективным доказательством в деле является съемка с мобильного телефона пристава, из которой можно понять лишь, что Оксана Кебайер расписалась в неких документах и пыталась уйти вместе с доверительницей, а пристав схватил адвоката за руку. Как описывается в материалах дела, закончилось это выбиванием телефона из рук пристава, после чего тот попытался надеть на женщину наручники.
На следствии и в суде Оксана Кебайер свою вину категорически отрицала, настаивая, что это она является потерпевшей от действий пристава, который превысил свои полномочия, применив к ней без каких-либо законных оснований физическую силу. Она настаивает на том, что приставы не имели оснований задерживать ее в тот момент, когда она осуществляла адвокатскую деятельность и находилась в суде вместе с доверительницей.
Рассмотрев дело 18 января, Ленинский районный суд Оренбурга признал адвоката виновной.
Доводы апелляционной жалобы на приговор
В своей апелляционной жалобе (есть у «АГ») Оксана Кебайер указывала, что судом был оставлен без внимания факт вмешательства пристава Надежды Глазковой и потерпевшего Игоря Семенова в ее адвокатскую деятельность. Она обращала внимание, что суд первой инстанции не рассмотрел довод об уклонении органов следствия от проведения проверки по ее заявлению в отношении указанных лиц, в том числе по факту необоснованного применения к ней физической силы.
Также в жалобе говорилось, что суд не оценил довод адвоката об отсутствии достаточных оснований для возбуждения против нее уголовного дела по ч. 1 ст. 318 УК РФ, и утверждается о необъективности суда по отношению к доводам о ее (Кебайер) невиновности в совершении инкриминируемого преступления. Кроме того, особый акцент Оксана Кебайер делала на содержании видеозаписи и раскадровки видео, из которой видно, что пристав сжимает ее локоть и с силой ее разворачивает. Она подчеркнула, что видео является доказательством противоправности действий приставов.
Как пояснила «АГ» Оксана Кебайер, воспрепятствование адвокатской деятельности заключалось в том, что в момент инцидента она находилась в суде вместе с доверительницей при осуществлении ее защиты. «Мы вышли в коридор суда в перерыве судебного заседания, обсуждали позицию по делу. В этот момент нас прервали, – поясняет адвокат. – После того как ко мне незаконно и необоснованно была применена физическая сила, несмотря на понесенный физический и моральный ущерб, я смогла заставить себя доработать в судебном заседании, однако поехать затем в прокуратуру с доверительницей, как изначально нами планировалось, уже не смогла».
Позиция областного суда
Как следует из текста апелляционного постановления, Оренбургский областной суд скептически отнесся к жалобе Оксаны Кебайер: «Вопреки доводам осужденной, оснований не доверять показаниям потерпевшего и свидетелей у суда не было, поскольку они последовательны, логичны, согласуются между собой и с другими исследованными по делу доказательствами. Отдельные неточности в показаниях потерпевшего и свидетелей при их допросе в суде обоснованно расценены как вызванные давностью произошедших событий, при этом свидетелями, допрошенными в ходе судебного разбирательства, подтверждены их показания, данные в период предварительного следствия».
Показания Оксаны Кебайер были признаны не соответствующими действительности, а ее версия о невиновности судом, как указывается, была проверена, но не нашла своего подтверждения, как не нашли подтверждения и доводы о незаконных действиях приставов по отношению к ней. При этом суд опирался в том числе и на указанную выше видеозапись с мобильного телефона потерпевшего пристава. «Действия потерпевшего Игоря Семенова, выразившиеся в применении физической силы в отношении Оксаны Кебайер, обусловлены противоправными действиями осужденной», –- указал суд. При этом апелляционная инстанция заявила, что «видеозапись, как и ее раскадровка, вопреки доводам жалобы, в совокупности со всеми доказательствами, исследованными в судебном заседании, не свидетельствует о невиновности осужденной».
Оксана Кебайер и ее защитник, адвокат Эльдар Шарафутдинов категорически возражают против соответствующего вывода суда. «Действительно, видеозапись мы смотрели, а вот в изучении раскадровки нам отказали, хоть мы и настаивали на этом», – пояснял «АГ» Эльдар Шарафутдинов. Оксана Кебайер добавила, что, хотя из текста апелляционного постановления следует, что доказательству – раскадровке – дана оценка, в действительности суд ее не изучал.
Касательно воспрепятствования адвокатской деятельности апелляция указала, что «гарантии независимости Кебайер О.А. как адвоката, закрепленные в ст. 18 Закона 63-ФЗ “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ”, на которые ссылается в жалобе осужденная и ее защитник, не нарушены». При этом этот довод в постановлении не обоснован.
Оренбургский областной суд также отметил, что «нельзя признать состоятельными доводы жалобы осужденной об односторонности и обвинительном уклоне судебного разбирательства».
Планы по дальнейшему обжалованию
Поскольку обвинительный приговор в совершении умышленного преступления устоял в апелляции и вступил в законную силу, теперь имеются правовые основания для прекращения адвокатского статуса Оксаны Кебайер.
Член Совета АП Оренбургской области, председатель ее Комиссии по защите прав адвокатов Евгений Добрусин сообщил, что вопрос о прекращении статуса будет решать Совет палаты. «Естественно, Оксану Кебайер мы будем приглашать на это заседание, но не факт, что оно состоится в ближайшее время, потому что для рассмотрения этого вопроса у Совета должен быть весь комплект документов на руках», – отметил он, добавив, что до этого может пройти несколько месяцев.
Оксана Кебайер сообщила, что 3 апреля она оплатила присужденный ей штраф и выплатила компенсацию в пользу пристава. Адвокат отмечает, что уже в мае будет подана жалоба по ее делу в ЕСПЧ, а вот с кассационной жалобой она не спешит: «Осенью заработает Шестой кассационный суд в Самаре, куда будут поступать жалобы из Оренбургской области – вот туда мы обязательно подадим жалобу, там, думаем, есть хоть какие-то шансы на непредвзятое рассмотрение дела».
Отметим, что на протяжении всего времени ситуация с Оксаной Кебайер находится на контроле председателя Комиссии Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов, вице-президента ФПА РФ Генри Резника. «В Комиссию поступали все материалы дела, Оксана Кебайер получала необходимые консультации. Есть серьезное и обоснованное сомнение в правосудности приговора. Впереди кассационное обжалование», – заявил по этому поводу Генри Резник.