Лента новостей

18 апреля 2024 г.
Риски, тренды и новеллы в жизни юристов и адвокатов
В Москве открылась VIII конференция «Юридический бизнес России 2024»
18 апреля 2024 г.
Как меняется профессия юриста
18 апреля в Московском государственном юридическом университете им. О.Е. Кутафина (МГЮА) состоялось открытие II Карьерного юридического форума
17 апреля 2024 г.
ФПА РФ стала одним из учредителей Клуба конституционной философии
Первое заседание Клуба конституционной философии состоялось на Юридическом факультете ГАУГН

Мнения

Григорий Балахнин
17 апреля 2024 г.
У пенсионеров есть потребность получить консультацию у того, кому можно доверять
О важности оказания бесплатной юридической помощи людям старшего поколения

Интервью

Адвокатура – это своего рода семья
12 апреля 2024 г.
Александр Илькун
Адвокатура – это своего рода семья
Роль женщин в адвокатуре сложно переоценить

Позиции профильных ведомств по отдельным вопросам налогообложения адвокатов

2 февраля 2021 г. 21:51

На сайте ФПА РФ опубликован обзор писем Минфина России и ФНС России за IV квартал 2020 г.


Обзор размещен в разделе «Практика». В него включен ряд писем Министерства финансов РФ и Федеральной налоговой службы РФ за октябрь – декабрь 2020 г. По мнению составителя обзора – адвоката АБ «Пепеляев Групп» Константина Сасова, ведущего рубрику «Налогообложение адвокатов» на сайте ФПА РФ, некоторые из разъяснений не несут новых знаний о налоговых правах и обязанностях адвокатов, поэтому не снабжены комментариями, но два документа потребовали экспертного анализа.

Так, Константин Сасов проанализировал письмо Департамента налоговой политики Министерства финансов РФ от 13 ноября 2020 г. № 03-04-05/99236 «О налогообложении НДФЛ сумм вознаграждений в пользу физического лица, полученных таким физическим лицом по гражданско-правовому договору, предметом которого является оказание услуг».

В документе отмечается, что согласно подп. 1 п. 1 ст. 223 Налогового кодекса РФ при получении доходов в денежной форме дата его фактического получения определяется как день выплаты дохода, в том числе перечисления на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц. Ведомство пришло к выводу, что суммы вознаграждений в пользу физического лица, полученные им по гражданско-правовому договору, предметом которого является оказание услуг (в том числе в виде предоплаты), включаются в доход налогоплательщика данного налогового периода.

Константин Сасов пояснил, что в данном случае Минфин счел правомерным удержание и перечисление в бюджет налоговым агентом, в том числе адвокатом, учредившим адвокатский кабинет, НДФЛ с аванса (предоплаты), выплаченного физическому лицу в рамках гражданско-правового договора (акт выполненных работ не подписан). По его словам, это разъяснение противоречит письму Минфина России от 11 июня 2019 г. № 21-08-11/42596 «Об уплате НДФЛ», согласно которому авансовый платеж по заработной плате обложению НДФЛ не подлежит.

По правилам п. 2 ст. 223 НК РФ при получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом). Как следует из подп. 6 п. 1 ст. 223 НК РФ, НДФЛ с авансов работникам, направленных в командировку, удерживается и уплачивается в бюджет не в момент выдачи, а в последний день месяца, в котором утвержден авансовый отчет после возвращения работника из командировки.

Константин Сасов уточнил, что до исполнения физическим лицом своих обязательств как по трудовому, так и по гражданско-правовому договору у заказчика и работодателя отсутствует обязательство по расчету с ним. Следовательно, аванс (предоплату) преждевременно считать доходом физического лица. Иное в Налоговом кодексе РФ не указано.

Не случайно, заметил Константин Сасов, письмо Минфина России от 13 ноября 2020 г. № 03-04-05/99236 снабжено оговоркой, что письменные разъяснения ведомства по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер. Они не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства РФ о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в данном письме.

Эксперт также обратил внимание на письмо Департамента налоговой политики Министерства финансов РФ от 4 декабря 2020 г. № 03-04-05/106356 «О налогообложении доходов адвокатов, учредивших адвокатский кабинет». По мнению ведомства, исходя из норм Налогового кодекса РФ и положений Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» в составе профессионального налогового вычета могут учитываться расходы на уплату платежей за жилое помещение, частично используемое адвокатом под адвокатский кабинет. При этом соответствующие расходы должны быть документально подтверждены и непосредственно связаны с извлечением соответствующих доходов. В связи с этим они могут учитываться в составе профессионального налогового вычета в той части, которая непосредственно относится к адвокатской деятельности.

Константин Сасов напомнил, что схожая правовая позиция высказывалась в Решении ФНС России от 12 февраля 2020 г. № КЧ-3-9/1051@ (по конкретному спору) и в Определении Конституционного Суда РФ от 18 июля 2019 г. № 2171-О. При этом ни Конституционный Суд, ни Федеральная налоговая служба не рассматривали ситуацию, когда жилое помещение использовалось для адвокатской деятельности не полностью, а частично, уточнил он.

Развернутая позиция по этому вопросу изложена в статье Константина Сасова, размещенной на сайте ФПА РФ. По мнению эксперта, это решение ФНС не только защитило налоговые права адвоката в конкретном споре, но и напомнило о важных принципах налогового права.

Поделиться