Лента новостей

9 октября 2024 г.
Вебинар ФПА 16 октября
ФПА РФ продолжает обучение для адвокатов в формате вебинаров
8 октября 2024 г.
Перспективы реформы юридического рынка и проблема добросовестного поведения в суде
Вице-президент ФПА РФ Елена Авакян приняла участие в дискуссиях Сибирской юридической недели
8 октября 2024 г.
Автор «Адвокатских баталий» награжден медалью ФПА РФ
Поддержана идея выпустить сборник историй адвокатов стран СНГ

Мнения

Нарине Айрапетян
8 октября 2024 г.
Тайна под прикрытием
О докладе на II Международном юридическом форуме «Правовые реформы и современные технологии: новые вызовы и новые возможности для государств кавказского региона»

Интервью

Выполнение обязанностей по защите прав и свобод невозможно без сплоченности адвокатуры
4 октября 2024 г.
Ирина Кривоколеско
Выполнение обязанностей по защите прав и свобод невозможно без сплоченности адвокатуры
Адвокаты всех региональных палат СФО и ДФО оказывают бесплатную юридическую помощь гражданам как в рамках государственной системы, так и вне ее

Позиции профильных ведомств по отдельным вопросам налогообложения адвокатов

2 февраля 2021 г. 21:51

На сайте ФПА РФ опубликован обзор писем Минфина России и ФНС России за IV квартал 2020 г.


Обзор размещен в разделе «Практика». В него включен ряд писем Министерства финансов РФ и Федеральной налоговой службы РФ за октябрь – декабрь 2020 г. По мнению составителя обзора – адвоката АБ «Пепеляев Групп» Константина Сасова, ведущего рубрику «Налогообложение адвокатов» на сайте ФПА РФ, некоторые из разъяснений не несут новых знаний о налоговых правах и обязанностях адвокатов, поэтому не снабжены комментариями, но два документа потребовали экспертного анализа.

Так, Константин Сасов проанализировал письмо Департамента налоговой политики Министерства финансов РФ от 13 ноября 2020 г. № 03-04-05/99236 «О налогообложении НДФЛ сумм вознаграждений в пользу физического лица, полученных таким физическим лицом по гражданско-правовому договору, предметом которого является оказание услуг».

В документе отмечается, что согласно подп. 1 п. 1 ст. 223 Налогового кодекса РФ при получении доходов в денежной форме дата его фактического получения определяется как день выплаты дохода, в том числе перечисления на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц. Ведомство пришло к выводу, что суммы вознаграждений в пользу физического лица, полученные им по гражданско-правовому договору, предметом которого является оказание услуг (в том числе в виде предоплаты), включаются в доход налогоплательщика данного налогового периода.

Константин Сасов пояснил, что в данном случае Минфин счел правомерным удержание и перечисление в бюджет налоговым агентом, в том числе адвокатом, учредившим адвокатский кабинет, НДФЛ с аванса (предоплаты), выплаченного физическому лицу в рамках гражданско-правового договора (акт выполненных работ не подписан). По его словам, это разъяснение противоречит письму Минфина России от 11 июня 2019 г. № 21-08-11/42596 «Об уплате НДФЛ», согласно которому авансовый платеж по заработной плате обложению НДФЛ не подлежит.

По правилам п. 2 ст. 223 НК РФ при получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом). Как следует из подп. 6 п. 1 ст. 223 НК РФ, НДФЛ с авансов работникам, направленных в командировку, удерживается и уплачивается в бюджет не в момент выдачи, а в последний день месяца, в котором утвержден авансовый отчет после возвращения работника из командировки.

Константин Сасов уточнил, что до исполнения физическим лицом своих обязательств как по трудовому, так и по гражданско-правовому договору у заказчика и работодателя отсутствует обязательство по расчету с ним. Следовательно, аванс (предоплату) преждевременно считать доходом физического лица. Иное в Налоговом кодексе РФ не указано.

Не случайно, заметил Константин Сасов, письмо Минфина России от 13 ноября 2020 г. № 03-04-05/99236 снабжено оговоркой, что письменные разъяснения ведомства по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер. Они не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства РФ о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в данном письме.

Эксперт также обратил внимание на письмо Департамента налоговой политики Министерства финансов РФ от 4 декабря 2020 г. № 03-04-05/106356 «О налогообложении доходов адвокатов, учредивших адвокатский кабинет». По мнению ведомства, исходя из норм Налогового кодекса РФ и положений Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» в составе профессионального налогового вычета могут учитываться расходы на уплату платежей за жилое помещение, частично используемое адвокатом под адвокатский кабинет. При этом соответствующие расходы должны быть документально подтверждены и непосредственно связаны с извлечением соответствующих доходов. В связи с этим они могут учитываться в составе профессионального налогового вычета в той части, которая непосредственно относится к адвокатской деятельности.

Константин Сасов напомнил, что схожая правовая позиция высказывалась в Решении ФНС России от 12 февраля 2020 г. № КЧ-3-9/1051@ (по конкретному спору) и в Определении Конституционного Суда РФ от 18 июля 2019 г. № 2171-О. При этом ни Конституционный Суд, ни Федеральная налоговая служба не рассматривали ситуацию, когда жилое помещение использовалось для адвокатской деятельности не полностью, а частично, уточнил он.

Развернутая позиция по этому вопросу изложена в статье Константина Сасова, размещенной на сайте ФПА РФ. По мнению эксперта, это решение ФНС не только защитило налоговые права адвоката в конкретном споре, но и напомнило о важных принципах налогового права.

Поделиться