Лента новостей
Наука для улучшения практики
Адвокаты активно проявляют себя в общественно-политической жизни страны и выполнении социальных задач
Мнения
В защиту «Плевако»
Интервью
Династии обеспечивают преемственность в адвокатуре
Появление в деле «нужного» следователю адвоката уходит в прошлое
АПМО сообщила, что 53 судебных района области подключены к автоматизированной системе субсидируемой юридической помощи
На сегодняшний день к автоматизированной системе Единого центра субсидируемой юридической помощи АП Московской области (далее – СЮП АПМО) подключено 9 направлений, включающих в себя 53 судебных района Московской области. Районы, входящие в каждое из этих направлений, указаны на сайте АПМО. Первый вице-президент АПМО Михаил Толчеев считает, что благодаря завершению внедрения системы на всей территории региона любые манипуляции на данном поле достаточно быстро становятся очевидны, в результате чего «уходит в прошлое появление в деле адвоката, "нужного" следователю».
Автоматизированная система распределения дел по назначению в порядке ст. 50 ГПК РФ и ст. 51 УПК РФ была запущена в работу 26 февраля прошлого года. Согласно Порядку участия адвокатов АП Московской области в качестве защитника (представителя) по назначению органов дознания, предварительного следствия и суда, утвержденного Решением Совета АПМО № 01/23-24 от 24 января 2018 г., организация исполнения требований органов дознания, органов предварительного следствия или суда на территории Московской области, распределение данных требований среди адвокатов, а также контроль за надлежащим исполнением требований адвокатами возлагается на координаторов – сотрудников Единого центра субсидируемой юридической помощи АПМО.
Всего в автоматизированной системе СЮП АПМО участвуют 1076 адвокатов. За год существования автоматизированной системы поступило 41 536 требований, из них по требованию органов дознания и следствия – 26 458, по требованию судов – 15 078.
Первый вице-президент АПМО Михаил Толчеев подчеркнул, что благодаря завершению внедрения системы распределения дел по назначению судебно-следственных органов на всей территории субъекта без каких-либо исключений «уходит в прошлое появление в деле адвоката, "нужного" следователю, случайное появление в деле адвоката, раздел дел между своими и т.д.».
«Сегодня это прозрачная и исключающая непроцессуальный интерес в назначении адвоката система. В ее основе – автоматизированное распределение, позволяющее централизованно фиксировать все нюансы и делать обобщения. Поэтому любые манипуляции на этом поле достаточно быстро становятся очевидны: попытки работать с одними и теми же адвокатами, нежелание считаться с занятостью адвоката, необоснованные замены с целью вывести из дела "неудобного" адвоката и т.д.», – пояснил Михаил Толчеев.
Он сообщил, что эту деятельность АПМО поддерживает судебная система. «Недавно Мособлсуд признал незаконным постановление органа дознания о замене адвоката, не имеющее под собой достаточных оснований, и отменил частное постановление судьи в адрес палаты о неправомерном отказе назначить нового адвоката. Честно говоря, мы ожидали большего сопротивления сложившейся системы и большего количества конфликтных ситуаций. Однако разумное и последовательное введение новых правил, колоссальная разъяснительная работа, а также справедливость и эффективность самой системы позволили нам избежать недопонимания и сопротивления. В большинстве районов новый порядок принят благосклонно как адвокатами, так и работниками правоохранительных органов, не имеющих цели решать процессуальные вопросы за счет манипуляций с правом на защиту», – рассказал первый вице-президент АПМО.
В дальнейшем, по словам Михаила Толчеева, планируется развивать систему по пути большей ее автоматизации, внедрения современных коммуникативных цифровых технологий. «Здесь мы должны синхронизировать свою работу с уже развернутой работой ФПА РФ по цифровизации адвокатуры. Имеются договоренности об использовании площадок АПМО для пилотного внедрения таких проектов и их доработки с учетом пожеланий и потребностей адвокатов. Мы в палате считаем это правильным, поскольку новые цифровые технологии не только позволяют облегчить, оптимизировать труд адвоката, но и делают взаимоотношения с судебно-следственными органами прозрачными и объективно-контролируемыми», – отметил он.