Лента новостей
Совет ФПА РФ рассмотрел актуальные вопросы адвокатуры
Три лекции онлайн
Организационная встреча по вопросам международного направления
Мнения
Учебник как основа юридических знаний любого адвоката
Интервью
Наука – путь к самосовершенствованию и возможность принести пользу обществу
Полезный формат для обмена опытом
Министры юстиции обсудили на ПМЮФ цифровой облик юстиции в новую эру
19 мая на Петербургском международном юридическом форуме 9 ¾ «Вакцинация правом» состоялось открытое совещание министров юстиции, тема которого – «Цифровой облик юстиции в новую эру». На встрече, прошедшей в смешанном формате, выступили министры, представляющие Россию, Армению, Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Монголию, Узбекистан, Кипр и Сингапур.
Как сообщалось ранее, открыл мероприятие министр юстиции Российской Федерации Константин Чуйченко. Он отметил, что пандемия выступила мощным катализатором процессов цифровизации как во внутренней, так и в международной сфере. В основной части своего доклада Константин Чуйченко перечислил главные достижения в сфере цифровизации возглавляемого им Министерства.
И.о. министра юстиции Республики Армения Рустам Бадасян сообщил, что повестка реформ по цифровизации в Армении довольно насыщенная. Так, предусмотрено создание единой платформы, которая призвана объединить все электронные системы, разработанные в области электронного правосудия. Планируется полная цифровизация правосудия, внутреннего документооборота судов, а также обеспечение обмена документами между судами, органами государственной власти и местного самоуправления. «Мы очень заинтересованы в обмене опытом в данной сфере со всеми заинтересованными коллегами», – подчеркнул спикер.
По словам министра юстиции Азербайджанской Республики Фикрета Мамедова, Азербайджан совместно со Всемирным банком создал концептуально новую цифровую судебную инфраструктуру – хайтек-суды. В стране была запущена система «Электронный суд», а также единый портал судебной системы, где каждый из участников процесса может создать личный электронный кабинет. Кроме того, было разработано приложение «Мобильный суд», которое позволяет удаленно участвовать в судебных процессах и мгновенно получать судебную информацию. Эти нововведения значительно расширили доступ к правосудию, обеспечили его прозрачность и оперативность, сказал Фикрет Мамедов. Он также проинформировал, что Минюст Азербайджанской Республики оказывает более 30 востребованных электронных услуг, которыми пользуется в среднем 3 млн человек в год.
По мнению министра юстиции Республики Беларусь Олега Слижевского, использование IT-технологий должно стать приоритетной идеологией по созданию более благоприятной среды для реализации прав граждан. Он сообщил, что в Беларуси использование электронных услуг стимулируется, и рассказал о возможностях, которые предоставляет гражданам республики Единый портал электронных услуг.
Министр юстиции и общественного порядка Республики Кипр Эмили Йолити информировала о масштабном амбициозном проекте ведомства по реформированию судебной системы в период пандемии. В целом приоритет отдается реформированию системы правосудия. Цель – создать систему эффективного и своевременного отправления правосудия при полном уважении принципов ее независимости и автономии. Для этого Минюст Кипра, в частности, продвигает сервисы цифрового правосудия, стенографирование судебных заседаний, которые уже автоматизированы.
Эмили Йолити отметила, что электронное правосудие – это ключ к ускорению и повышению эффективности самой системы отправления правосудия. Проект Минюста представляет собой всеобъемлющее цифровое решение, которое позволит повысить качество работы судопроизводства, взаимодействия с заявителями, третьими сторонами, ускорит отправление правосудия, расширит доступ граждан к судебной документации, даст возможность отслеживать ход рассмотрения дел в суде и снизить административную нагрузку.
Использование цифровых технологий не должно подрывать право на справедливое рассмотрение дел и качество проводимых действий, а также право на проведение устных разбирательств, убеждена министр.
Министр юстиции и внутренних дел Монголии Хишгээ Нямбаатар отметил, что в рамках правовой реформы Монголия стремится создать благоприятную правовую среду и структуру, способствующую простому и быстрому предоставлению государственных услуг, организации, сбору, хранению, использованию информации в рамках закона, эффективному обмену информацией и осуществлению деятельности с использованием электронной подписи, заключению электронных сделок. В единую систему государственных услуг Монголии было интегрировано уже более 500 видов услуг.
Минюстом Монголии разработаны проекты законов об общественной информации, о защите личной информации человека, об электронной подписи, которые одобрены Правительством страны. Ведомство надеется, что эти новшества будут способствовать сокращению волокиты, предотвращению коррупции, экономическому росту, а также позволят гражданам в определенной степени участвовать в осуществлении и контроле госуслуг.
Министр юстиции Республики Казахстан Марат Бекетаев сообщил, что в стране активно проходит процесс правовых реформ. Так, в Казахстане принят административно процедурный процессуальный кодекс, который вступит в силу с 1 июля 2021 г. Он направлен на защиту прав граждан, а также нацелен на то, чтобы уравнять права и процессуальные возможности граждан в процессах, где ответчиками выступают государственные органы. Кроме того, Кодекс закрепляет гарантии при принятии управленческих решений также в отношении граждан. Минюст Казахстана считает, что это в значительной степени улучшит социальную обстановку в стране.
Марат Бекетаев проинформировал, что продолжается работа по развитию института частных судебных исполнителей. Был принят закон, установивший приоритетность исполнения частными судебными исполнителями социально значимых категорий дел. В рамках этого закона идет развитие информационных систем органов исполнительного производства. В частности, система Минюста интегрирована с электронными системами банков второго уровня, запущены дополнительные сервисы в том числе СМС-уведомлений. По словам министра, эти меры решают основную задачу по оперативному исполнению судебных решений.
Министр внутренних дел и министр юстиции Республики Сингапур Кашивишванатхан Шанмугам поделился информацией о дополнительных правовых мерах, которые Сингапур принял в 2021 г. в ответ на пандемию. Так, введена система льгот по арендной плате в поддержку малого и среднего бизнеса, упрощена программа банкротства для компаний.
Министр рассказал, как функционировала система правосудия в условиях пандемии. Правовая информация и заявки на получение юридической помощи, порядок работы судов – многое из этого удалось перенести в онлайн. Пользователи могут обратиться за получением помощи самостоятельно. Для тех, кто не чувствует себя достаточно уверенно в использовании дистанционных услуг, организована система поддержки по телефону.
Суды перешли к проведению слушаний дистанционно, а к концу 2021 г. будут представлены поправки, расширяющие сферу применения таких слушаний. Адвокаты и судьи Сингапура смогут общаться в разное время с помощью с электронных средств без необходимости встречаться лично. Обвиняемым и свидетелям будет разрешено давать показания дистанционно. Участникам процесса будут выделены специальные комнаты для видеоконференций. Кашивишванатхан Шанмугам упомянул и о развитии в стране альтернативных способов разрешения споров.
Министр юстиции Республики Узбекистан Русланбек Давлетов обозначил три ключевых направления в вопросах цифровизации: существенная реформа регуляторной среды, виртуальность и открытость ведомства. Он поделился некоторыми предварительными результатами работы Минюста Узбекистана в направлении пересмотра правовой базы.
Спикер также информировал, что идет работа над созданием системы «виртуальной юстиции». На сегодняшний день Минюст Узбекистана обеспечивает функционирование около 50 крупных информационных систем. Полностью переведены в электронный формат лицензионно-разрешительные и уведомительные процедуры.
Третье направление – это расширение платформы «открытая юстиция». Она предполагает новые полномочия ведомства, в частности, осуществление анализа и мониторинг эффективности государственного управления, мониторинг правоприменительной практики.
Сергей Гусев, Анна Стороженко