Лента новостей
Собрание артефактов для юристов и любителей истории
Корпорация благодарит за служение
«Нам нужна защита нашей профессии»
Мнения
Тайна под прикрытием
Интервью
Выполнение обязанностей по защите прав и свобод невозможно без сплоченности адвокатуры
Подготовлены поправки о возмещении потерпевшим расходов на адвоката
Предлагается закрепить, что потерпевшему будут возмещаться необходимые расходы, связанные с выплатой вознаграждения его представителю, при наличии подтверждающих документов
Минюст России вынес на общественное обсуждение поправки в Положение о возмещении процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением дела арбитражным судом, гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2012 г. № 1240). Документ подготовлен в соответствии с внесенными в ст. 132 УПК РФ поправками, а также во исполнение Постановления КС РФ № 18-П/2021. В ФПА РФ полагают, что поправки сами по себе носят положительный характер и устраняют выявленную КС РФ правовую неопределенность в вопросах возмещения расходов на представителя потерпевшего при прекращении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям, однако документ прямо противоречит смыслу и мотивировочной части постановления КС РФ, во исполнение которого он подготовлен.
Предпосылки для подготовки поправок
Как сообщалось ранее, 13 мая 2021 г. Конституционный Суд РФ вынес постановление, которым признал ч. 3 ст. 131 и ч. 1 ст. 132 УПК РФ, а также п. 30 Положения о возмещении процессуальных издержек не соответствующими Конституции.
С жалобой в КС РФ обратилась Эльвира Юровских, которая ранее уже добилась признания неконституционной ч. 3 ст. 6.1 УПК РФ. Женщина добилась привлечения к уголовной ответственности медиков, виновных в смерти двух ее детей, которые в 2012 г. родились мертвыми. Однако уголовное дело удалось возбудить лишь спустя два года, при этом оно было прекращено в 2018 г. в связи со смертью подозреваемого. В связи с невозможностью взыскать с Минфина России компенсацию за нарушение права на уголовное судопроизводство в разумный срок, поскольку суды сочли, что в связи со смертью подозреваемого такой срок считается не со дня подачи заявления о преступлении, а c момента возбуждения уголовного дела, женщина обратилась в КС РФ.
В Постановлении № 6-П от 30 января 2020 г. КС РФ указал, что эта норма не соответствует Основному закону в той мере, в какой она позволяет при определении разумного срока уголовного судопроизводства для лица, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред (признанного в установленном уголовно-процессуальным законом порядке потерпевшим), не учитывать период со дня подачи им заявления о преступлении и до момента возбуждения уголовного дела об этом преступлении в случаях, когда производство по данному уголовному делу прекращено в связи со смертью подозреваемого. КС РФ также распорядился о пересмотре дела Эльвиры Юровских.
Федеральному законодателю было рекомендовано уточнить порядок определения момента начала исчисления разумного срока уголовного судопроизводства для потерпевших от преступлений лиц. До внесения соответствующих поправок в законодательство в аналогичных делах, если производство по уголовному делу прекращено в связи со смертью подозреваемого, следует руководствоваться положениями ч. 3.3 ст. 6.1 УПК РФ.
Далее Эльвира Юровских обратилась в суд с заявлением к Минфину России о возмещении процессуальных издержек в виде расходов, понесенных ею на оплату труда представителей. Однако суд отказал ей со ссылкой на право обратиться к следователю с соответствующим требованием в порядке ст. 131 УПК РФ.
Во второй жалобе в КС РФ Эльвира Юровских просила признать ч. 3 ст. 131 и ст. 132 УПК РФ и п. 30 Положения о возмещении процессуальных издержек не соответствующими Конституции в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования и в контексте правоприменительной практики они в случае прекращения уголовного дела на досудебной стадии по нереабилитирующему основанию исключают для потерпевшего возможность обратиться непосредственно в суд за возмещением понесенных в ходе предварительного расследования процессуальных издержек, не предусматривают индексацию сумм этих издержек и не закрепляют предельные сроки рассмотрения ходатайства потерпевшего об их возмещении.
13 мая Конституционный Суд РФ признал оспоренные нормы не соответствующими Конституции в той мере, в какой они не обеспечивают надлежащий уровень правовой определенности применительно к порядку и размерам возмещения процессуальных издержек при вынесении следователем (дознавателем, прокурором) постановления о возмещении расходов потерпевшего на выплату вознаграждения его представителю по уголовному делу, прекращенному по нереабилитирующему основанию, а равно не позволяют обеспечить эффективную судебную защиту права потерпевшего на получение такого возмещения в установленный срок и не предусматривают правовой механизм индексации сумм такого возмещения.
Предложения Минюста
В связи с этим Минюст России разработал проект постановления Правительства РФ о внесении изменений в Положение. Документ предлагается дополнить п. 22(2), согласно которому потерпевшему будут возмещаться необходимые расходы, связанные с выплатой вознаграждения его представителю, при наличии подтверждающих документов. Предлагается, чтобы такие расходы в ходе досудебного производства по уголовному делу возмещались на основании постановления дознавателя, следователя, прокурора в размерах, не превышающих размеры вознаграждения, предусмотренные для оплаты труда защитников по назначению. Необходимость расходов сверх установленных будет доказываться при обжаловании в судебном порядке.
Соответствующие расходы, связанные с выплатой вознаграждения представителю потерпевшего, смогут возмещаться на основе постановления судьи или определения суда при наличии подтверждающих документов согласно п. 23 Положения. С лица, в отношении которого прекращено уголовное преследование частного обвинения по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, в случае принятия закона, устраняющего преступность или наказуемость деяния, суд будет взыскивать необходимые расходы на выплату вознаграждения представителю потерпевшего, частному обвинителю при представлении подтверждающих документов.
Из п. 23 Положения также предложено исключить формулировку о том, что перечень подтверждающих документов утверждается Минюстом России совместно с Минфином России по согласованию с государственными органами, наделенными полномочиями на производство дознания и предварительного следствия, Верховным Судом РФ и Судебным департаментом при Верховном Суде РФ.
Авторы поправок указали, что положения УПК РФ, ГПК РФ и КАС РФ не содержат закрытый перечень полномочий, которые вправе совершать защитник и представитель потерпевшего, а равно не определяют исчерпывающий перечень их действий. «Принятие соответствующего совместного приказа Минюста России и Минфина России предполагало бы закрытый перечень подтверждающих документов, что, в свою очередь, не может отражать весь спектр действий адвоката, осуществляемых в рамках оказания квалифицированной юридической помощи», – отмечено в пояснительной записке к поправкам.
По мнению разработчиков, введение закрытого перечня подтверждающих документов может выступить ограничивающим фактором для реализации ч. 1 ст. 48 Конституции РФ, гарантирующей каждому право на получение квалифицированной юридической помощи. «Решение обозначенных проблем требует внесения изменений в Положение, которые предполагают исключение необходимости утверждения перечня документов, подтверждающих действия адвоката по оказанию квалифицированной юридической помощи. Специальный порядок вступления проекта постановления в силу со дня его официального опубликования обусловлен необходимостью обеспечения своевременной защиты права потерпевшего на получение возмещения расходов на выплату вознаграждения представителю», – подчеркнуто в пояснительной записке.
Вице-президент ФПА РФ, первый вице-президент АП Московской области Михаил Толчеев отметил, что поправки сами по себе носят положительный характер и устраняют выявленную КС РФ правовую неопределенность в вопросах возмещения расходов на представителя потерпевшего при прекращении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям. «Вместе с тем рассматриваемый документ прямо противоречит смыслу и мотивировочной части постановления КС РФ. В нем определенно указывается на недопустимость привязки размера расходов на представителя к нормам оплаты труда адвоката по назначению. Конституционный Суд прямо сослался на ст. 15 ГК РФ и на договорный характер взаимоотношений потерпевшего и его представителя. А значит, главенствующими являются принцип свободы договора и принцип полного возмещения причиненных убытков. Ограничения, предлагаемые в проекте изменений порядка возмещения издержек со ссылкой на размеры оплаты работы адвоката по назначению, не соответствуют этим принципам и прямо противоречат постановлению КС РФ», – подчеркнул он.
Подробная информация опубликована на сайте advgazeta.ru.
Зинаида Павлова