Лента новостей

25 марта 2025 г.
Сергей Пашин провел семинар для адвокатов Смоленской области
В ФПА РФ обсудили, какие вопросы звучат от адвокатов на обучающих мероприятиях
25 марта 2025 г.
«Экономическая экспертиза в правоприменительной практике»
В ФПА РФ пройдет круглый стол по вопросам специальных знаний в области экономики
25 марта 2025 г.
Имидж адвоката – инструмент, который помогает ему решать профессиональные задачи
Адвокатам рассказали, как создать личный бренд, используя психологические знания

Мнения

Светлана Казаченок
25 марта 2025 г.
Поддержка семейных ценностей – это ключ к созданию гармоничного общества
О защите семьи в рамках адвокатской деятельности и в качестве руководителя общественной организации

Интервью

«Люди после трагедии чаще всего не знают, куда идти»
22 марта 2025 г.
Ирина Фаст
«Люди после трагедии чаще всего не знают, куда идти»
Федеральная палата адвокатов — о бесплатной помощи пострадавшим в «Крокусе»

Подготовлен ко второму чтению законопроект ВС РФ об ограничении применения заключения под стражу

17 февраля 2025 г. 12:59

Больше не предлагается разграничить в УПК РФ преступления насильственного и ненасильственного характера


Законопроект ВС также дополнен положением о том, что беременных женщин, одиноких отцов, опекунов или попечителей по общему правилу не будут помещать под стражу. В ФПА РФ полагают, что решение проблемы «повального» избрания меры пресечения в виде заключения под стражу следует искать в изменении подходов правоприменительной практики и в политической воле.

Как сообщает «АГ», опубликован подготовленный ко второму чтению проект поправок в УПК РФ, направленных на ограничение применения меры пресечения в виде заключения под стражу (законопроект № 381316-8). Законопроект ранее был внесен в Госдуму Верховным Судом и прошел первое чтение еще в октябре 2023 г.

Напомним, в июне 2023 г. ВС предложил дополнить ст. 5 УПК п. 27.1 и 27.2, которые вводят понятия преступления насильственного и ненасильственного характера, то есть совершенного с применением насилия или угрозой его применения либо же без таковых. Однако в подготовленном ко второму чтению проекте поправок данные положения исключены, равно как и изменения, предлагавшиеся в ч. 8 ст. 109 УПК. Вместо этого ч. 1 ст. 99 «Обстоятельства, учитываемые при избрании меры пресечения» Кодекса предложено дополнить указанием на совершение преступления с применением насилия либо с угрозой его применения.

Поправки в ст. 108 УПК РФ также подверглись некоторым изменениям. Верховный Суд предлагал изменить ч. 1 этой статьи, указав, что помещение лица в СИЗО происходит на основании судебного решения в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений средней тяжести насильственного характера, тяжких и особо тяжких преступлений при невозможности применения иной, более мягкой меры пресечения. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть избрана в отношении подозреваемого или обвиняемого в преступлении средней тяжести ненасильственного характера при наличии одного из следующих обстоятельств: отсутствие у этих лиц места жительства или места пребывания на территории РФ; неустановление личности; нарушение ранее избранной меры пресечения; лицо скрылось от следственных органов или суда. В поправках ко второму чтению теперь указано, что в исключительных случаях в СИЗО поместят подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений небольшой тяжести при нарушении им ранее избранной меры пресечения, либо когда он скрылся от органов предварительного расследования или от суда.

Теперь же предлагается изменить и ч. 1.1 ст. 108 УПК РФ, дополнив ее перечислением конкретных составов преступлений в сфере экономики, когда подозреваемым или обвиняемым назначается мера пресечения в виде заключения под стражу: например, если преступления совершены ИП в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности или управлением принадлежащим ему имуществом, используемым в целях предпринимательской деятельности, либо членом органа управления коммерческой организации в связи с осуществлением им полномочий по управлению организацией или в связи с осуществлением коммерческой организацией предпринимательской или иной экономической деятельности.

Кроме того, ст. 108 УПК РФ теперь предложено дополнить ч. 1.2, согласно которой заключение под стражу может приниматься в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 201 «Злоупотребление полномочиями» УК РФ, отдельными статьями разделов 9 «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка», 10 «Преступления против государственной власти» Кодекса.

Ранее ВС предложил скорректировать ч. 2 ст. 108 УПК РФ, дополнив ее указанием о применении меры пресечения в виде заключения под стражу к женщине, имеющей малолетнего ребенка, подозреваемой или обвиняемой только в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. В исключительных случаях такая мера может применяться к указанным лицам по делам о преступлениях средней тяжести насильственного характера. В новой редакции поправок эти изменения планируется распространить и на беременных женщин, мужчину, являющегося единственным родителем малолетнего ребенка, усыновителей или опекунов малолетнего ребенка, единственных родителей, усыновителей, опекунов или попечителей ребенка-инвалида.

ВС также предлагал дополнить ст. 108 УПК РФ новой ч. 2.1 о том, что мера пресечения в виде заключения под стражу не может быть избрана в отношении подозреваемого или обвиняемого, страдающего тяжелым заболеванием, подтвержденным медицинскими документами. Теперь в этой поправке появилась фраза о том, что такая болезнь должна быть поименована в соответствующем правительственном перечне тяжелых заболеваний. Корреспондирующие поправки вносятся в ч. 3.1 этой статьи и иные статьи Кодекса.

Предложения о приведении УПК РФ в соответствие с Законом о праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ, где используются понятия «место пребывания» и «место жительства», а понятие «постоянное место жительства» отсутствует, сохранились, но затрагивают большей статей УПК РФ, где эти понятия используются.

Советник ФПА РФ Евгений Рубинштейн считает, что придавать законопроекту какое-то значение как акту гуманизма, который повлияет на практику избрания мер пресечения в виде заключения под стражу, не стоит, так как удельный процент лиц, по отношению к которым этот законопроект в случае его принятия будет применен, – ничтожно мал. Он также добавил, что и в настоящее время заключение под стражу по делам небольшой и средней тяжести применяется редко.

«Что же касается конкретизации составов преступлений и добавления формулировки относительно учета характеристики преступления, то они не окажут влияния на правоприменительную практику. История корректировки этой нормы различными формулировками и указанием на конкретные составы преступления вообще не оказала влияние на судебную практику. Следствие и суд “научились” интерпретировать заложенный законодателем смысл и буквальное значение таких формулировок, как “преступление в сфере предпринимательской деятельности”, “исключительные случаи”, “невозможность применения иной, более мягкой, меры пресечения”. Поэтому решение проблемы “повального” избрания меры пресечения в виде заключения под стражу следует искать в изменении подходов правоприменительной практики и в политической воле. УПК РФ не предусматривает возможность распространения новой нормы на ранее возникшие правоотношения. Между тем после ее принятия дальнейшее продление этой меры пресечения в отношении отдельных категорий лиц не допускается», – отметил Евгений Рубинштейн.

Зинаида Павлова

Поделиться