Лента новостей
Собрание артефактов для юристов и любителей истории
Корпорация благодарит за служение
«Нам нужна защита нашей профессии»
Мнения
Тайна под прикрытием
Интервью
Выполнение обязанностей по защите прав и свобод невозможно без сплоченности адвокатуры
Оценка обоснованности применения адвокатом повышенной ставки оплаты должна базироваться на критериях разумности и необходимости
ВС РФ посчитал, что не любая работа защитника по назначению в выходной оплачивается по повышенной ставке
Как сообщает «АГ», адвокат АП г. Москвы Армен Мартиросян по назначению Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ защищал обвиняемого при обжаловании решения об определении подсудности. Адвокат составил и направил апелляционную жалобу в нерабочий праздничный день (23 февраля), поэтому попросил Суд оплатить эту работу по повышенной ставке. ВС РФ в своем определении от 4 марта 2021 г. по делу № АПЛ21-81 указал, что у адвоката не было нужды готовить и направлять апелляционную жалобу именно 23 февраля, поэтому выплатил вознаграждение по ставке для рабочего дня. Вице-президент ФПА РФ Михаил Толчеев согласился с тем, что работа в выходной день бывает объективно необходима, но подчеркнул, что «важно также проявлять определенную разумность в этом вопросе».Оплата труда адвокатов по назначению повышена
Напомним, в соответствии с подп. «а» п. 22(1) Постановления Правительства РФ от 1 декабря 2012 г. № 1240 один «будний» день работы защитника по назначению в таком деле в 2021 г. стоит 2150 руб., а выходной или нерабочий праздничный – 3350 руб.
По мнению Апелляционной коллегии ВС, в выходной день защита обвиняемых «осуществляется в исключительных случаях», к которым нельзя отнести действия адвоката в данном деле. Из десяти дней обжалования постановления первой инстанции семь были рабочими. Этого времени было достаточно для того, чтобы подготовить апелляционную жалобу и подать ее в рабочий день, считает ВС РФ.
«Ссылка адвоката на окончание срока обжалования постановления в выходной день как основание повышенного вознаграждения не убедительна, поскольку в силу ч. 2 ст. 128 УПК РФ, если окончание процессуального срока приходится на нерабочий день, то последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день. При таких обстоятельствах не имеется оснований определения размера вознаграждения адвоката по расценкам выходного дня», – подчеркнула апелляционная коллегия. Адвокат получил оплату по ставке рабочего дня.
В комментарии «АГ» вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ Михаил Толчеев отметил, что оценка обоснованности применения адвокатом повышенной ставки оплаты должна базироваться на критериях разумности и необходимости. «Вряд ли стоит рассчитывать на неограниченное усмотрение адвоката в выборе такой возможности в тех случаях, когда время совершения тех или иных действий определяется самим адвокатом. Очевидно, что законодатель устанавливает повышенную ставку оплаты для тех случаев, когда то или иное действие не может быть осуществлено в другое время. Зачастую адвокатские палаты настаивают на том, что проведение следственных действий, например, в выходной день без достаточных оснований должно рассматриваться как нецелевое использование бюджетных средств. Безусловно, всякая ситуация уникальна с учетом конкретных обстоятельств и наличия действительной необходимости работы именно в выходной день. Однако важно также проявлять определенную разумность в этом вопросе», – пояснил он.
В АП г. Москвы не стали комментировать «АГ» ситуацию.
Сам Армен Мартиросян считает решение ВС РФ незаконным и несправедливым. По его мнению, Суд безосновательно вмешивается в рабочий график адвоката. «Ссылка на правило о переносе последнего дня процессуального срока не выдерживает никакой критики. В следующий рабочий день защитник может быть занят в другом уголовном деле. Если там, например, большой объем материалов или несколько обвиняемых, есть реальный риск физически не успеть подать жалобу, и срок будет пропущен», – указал адвокат в комментарии «АГ».
С аргументом о том, что из десяти дней обжалования семь были рабочими, Армен Мартиросян также не согласен. «Этим доводом ВС нарушает не только право адвоката работать тогда, когда у него есть реальная возможность для этого, но и право подсудимого – фактически самовольно сокращает срок для апелляционного обжалования с 10 до 7 дней. То есть самостоятельно “вносит” изменения в УПК, да еще и не в пользу подсудимого», – пояснил защитник.
Он уверен, что понуждать адвоката направлять жалобы в определенные дни недопустимо: «Возникает резонный вопрос: для чего тогда существует правило об оплате по повышенной ставке работы в уголовном деле, которое рассматривается в ВС РФ? Ведь Верховный Суд ни при каких обстоятельствах в выходной день не работает».
По мнению Армена Мартиросяна, ВС РФ должен был ориентироваться исключительно на факты: работа в выходной день подтверждается документально, значит, и оплачивать ее нужно по ставке для выходного дня. «Адвокат вправе самостоятельно определять, в какой день работать, закон не ограничивает нас в этом. Нигде не написано, что адвокат обязан работать только в рабочий день», – подчеркнул он.
Екатерина Коробка