Лента новостей

12 июня 2024 г.
С Днем России!
Поздравление президента ФПА РФ Светланы Володиной
11 июня 2024 г.
Две завершающие защиты
Ученые степени докторов юридического администрирования присуждены адвокату АП Санкт-Петербурга и адвокату АП города Москвы
11 июня 2024 г.
Полностью поддержаны выводы первой инстанции
Изготовлена мотивировка решения апелляции по иску юрфирмы «Лучшие юристы» к ФПА

Мнения

Олег Баулин
11 июня 2024 г.
Оценка качества юридической помощи – повседневная работа органов адвокатской сообщества
О проблемах качества юридической помощи и профессиональных стандартах адвокатуры

Интервью

Корпоративная взаимопомощь и взаимовыручка
31 мая 2024 г.
Евгений Шмелев
Корпоративная взаимопомощь и взаимовыручка
Адвокат АП города Москвы, КА «Адвокаты на Дубровке»

Отклонение поправок было предсказуемым

29 сентября 2023 г. 21:27

Адвокатам не дадут совмещать свою деятельность с депутатской


Как сообщает «АГ», 26 сентября Госдума отклонила внесенный в июне 2020 г. на рассмотрение депутатов законопроект № 978064-7, которым предлагалось закрепить, что избрание (назначение) адвоката на должность в орган государственной власти или орган местного самоуправления на период работы на непостоянной основе не влечет автоматическое приостановление статуса адвоката. В ФПА назвали отклонение поправок предсказуемым и отметили, что адвокат тем не менее может стать депутатом, но для этого ему необходимо либо прекратить адвокатский статус, либо приостановить его.

Читайте также:
Логичное исправление ошибки закона
Предлагается вновь разрешить адвокатам совмещать деятельность с депутатскими полномочиями

В пояснительной записке к проекту закона указывалось, что действующий с 1 марта 2020 г. п. 1 ч. 1 ст. 16 Закона об адвокатуре предусматривает, что статус адвоката приостанавливается в случае избрания (назначения) адвоката на должность в орган государственной власти или орган местного самоуправления как на постоянной, так и непостоянной основе. До вступления поправок в силу среди оснований приостановления статуса было избрание адвоката в орган государственной власти или орган местного самоуправления на период работы только на постоянной основе. Это правило, по мнению авторов законопроекта, фактически дискриминирует право адвокатов, избранных в орган власти на непостоянной основе, не разрешая им продолжать свою деятельность в одном из адвокатских образований и лишая их тем самым возможности иметь средства к существованию.

В пояснительной записке указывалось, что осуществление депутатом своих полномочий на непостоянной основе предполагает возможность осуществления им иной оплачиваемой деятельности при условии соблюдения ограничений, установленных антикоррупционным и иным законодательством. Вместе с тем Закон об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации не содержит запрета на совмещение депутатского статуса, при условии осуществления депутатских полномочий на непостоянной основе, с адвокатской деятельностью. При этом данный закон говорит о том, что лишь депутат, осуществляющий полномочия на постоянной основе, не может участвовать в качестве защитника или представителя по гражданскому, административному или уголовному делу либо делу об административном правонарушении. Также только для депутатов представительных органов муниципальных образований, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, установлены запреты заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой или некоммерческой организацией.

7 апреля 2023 г. Комитет Госдумы по государственному строительству и законодательству вынес правовое заключение, в котором указал, что указанные в ч. 1 ст. 2 Закона об адвокатуре ограничения взаимосвязаны со статусом адвокатуры в Российской Федерации, которая является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Таким образом, профессиональная деятельность адвоката не может быть совмещена с избранием (назначением) на должность в орган государственной власти или орган местного самоуправления, в том числе на непостоянной основе. В связи с этим комитет не поддержал законопроект.

В свою очередь, Правовое управление Госдумы указало в отзыве, что в обоснование инициативы авторы законопроекта привели Постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля № 29-П/2019, в котором КС выявил конституционно-правовой смысл положения абз. 1 п. 1 ст. 2 Закона об адвокатуре о запрете адвокату вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, а также занимать государственные должности России, государственные должности субъектов РФ, должности государственной службы и муниципальные должности в системе действующего на тот момент правового регулирования.

Читайте также:
Адвокат и депутат
КС РФ подтвердил право адвокатов занимать муниципальные должности на непостоянной основе

Между тем, отмечается в отзыве, указанное положение закона являлось предметом рассмотрения КС РФ применительно к вопросу о запрете адвокату совмещать адвокатскую деятельность с деятельностью депутата представительного органа муниципального образования, осуществляющего полномочия на непостоянной основе. Данное положение закона рассматривалось во взаимосвязи с положениями других законодательных актов, а также с подп. 1 п. 1 ст. 16 Закона об адвокатуре (в прежней редакции), который предусматривал в качестве основания приостановления статуса адвоката его избрание в орган госвласти или орган местного самоуправления на период работы на постоянной основе.

При этом КС отметил, что Конституция не содержит предписаний, которые бы прямо запрещали адвокату без утраты своего статуса осуществлять полномочия депутата представительного органа муниципального образования на непостоянной основе. Вместе с тем из ее положений также не вытекает прямой запрет федеральному законодателю исключить возможность совмещения адвокатской деятельности с осуществлением полномочий депутата представительного органа муниципального образования на непостоянной основе. Решение вопроса о возможности и условиях совмещения адвокатской деятельности с осуществлением полномочий депутата представительного органа муниципального образования на непостоянной основе, о последствиях осуществления гражданином таких полномочий для его статуса адвоката Конституция относит к дискреции федерального законодателя, который вправе вводить запрет на указанное совмещение в целях предотвращения возможной коллизии между деятельностью в представительном органе местного самоуправления, то есть исполнением долга перед избирателями, и выполнением адвокатом профессиональных обязанностей по принятым поручениям, которое, согласно п. 4 ст. 9 КПЭА, должно иметь для него приоритетное над иной деятельностью значение.

Отмечается, что внесенными в Закон об адвокатуре изменениями, которые вступили в силу 1 марта 2020 г., предусматривается, что статус адвоката приостанавливается в случае избрания (назначения) адвоката на должность в орган государственной власти или орган местного самоуправления. Таким образом, действующая редакция подп. 1 п. 1 ст. 16 Закона об адвокатуре предполагает приостановление статуса адвоката не только в случае избрания адвоката в соответствующий орган публичной власти на период работы на постоянной основе, как это было установлено ранее, а исходит из необходимости приостановления статуса адвоката как в случае его избрания, причем независимо от того, на какой основе (постоянной или непостоянной) будут осуществляться его полномочия, так и в случае назначения на должность в соответствующий орган публичной власти, при котором осуществление полномочий в принципе не может происходить на непостоянной основе, указывается в заключении.

Комментируя отклонение проекта закона, вице-президент ФПА Олег Баулин предположил, что многим коллегам немного обидно, что действующий адвокат не может стать депутатом, в том числе работающим на непостоянной основе. Как минимум уровень профессиональной подготовки адвоката предполагает возможность эффективно заниматься и нормотворчеством, и организационной работой. «Однако обида – не та категория, которую в данном случае возможно учитывать. Для адвоката профессиональная деятельность имеет безусловный приоритет перед любой иной деятельностью. Это принципиальное положение вытекает из Закона об адвокатуре, прямо предусмотрено КПЭА, неоднократно раскрывалось в разъяснениях Комиссии по этике и стандартам Федеральной палаты адвокатов. Отсюда – возможность коллизии, конфликта между адвокатскими обязанностями и депутатской деятельностью. Такой конфликт может приобретать различные, порой нежелательные формы. Именно этим подходом руководствовался Конституционный Суд в Постановлении № 29-П/2019, когда писал о праве законодателя установить запрет на совмещение адвокатского статуса и депутатских полномочий. По этим причинам содержание заключений по законопроекту не стало ни новостью, ни откровением», – указал вице-президент ФПА.

Олег Баулин добавил, что адвокат может стать депутатом, только для этого ему необходимо либо прекратить адвокатский статус, либо приостановить, согласно п. 1 ст. 16 Закона об адвокатуре.

Марина Нагорная 

Поделиться