Лента новостей
Москва – Курск
Предстоит работа в обновленном составе
КЭС приняла в работу новые запросы
Мнения
Задача – заложить основы высокоморального поведения в обществе
Интервью
Закон исключает вмешательство в профессиональную деятельность адвоката
Основы консультирования
Каких подводных камней адвокату следует избегать, консультируя доверителя
17 марта в рамках четвертого образовательного вебинара ФПА РФ по повышению квалификации адвокатов с лекцией «Особенности консультирования как вида юридической помощи, оказываемой адвокатом» выступил адвокат АП Московской области, доцент кафедры адвокатуры и нотариата МГЮА имени О.Е. Кутафина Сергей Макаров.
Консультирование по своей значимости не уступает защите по уголовным делам или представительству по гражданским делам, уверен Сергей Макаров, поэтому отношение к этому виду помощи должно быть соответствующим.
Он напомнил, что согласно Кодексу профессиональной этики адвокат должен избегать действий, направленных к подрыву доверия, которое не может состояться без уверенности в сохранении адвокатской тайны. В этом отношении консультирование особенно важно, поскольку представляет собой первую встречу адвоката и обратившегося за юридической помощью гражданина. «На таких встречах нередки случаи, когда человек не решается рассказывать нам всю правду о деле, и первостепенная задача адвоката – пояснить ему, что собой представляет наша профессиональная тайна. При этом не стоит использовать формулировки из закона, информацию надо донести так, чтобы гражданин понял, что предоставление адвокату всей достоверной информации – в его личных интересах. Внимание следует акцентировать на том, что все представленные устно или в виде документов данные не могут быть никем истребованы или разглашены», – пояснил эксперт.
Еще одно положение КПЭА, которое счел необходимым упомянуть Сергей Макаров, гласит, что предупреждение судебных споров является составной частью оказываемой адвокатом правовой помощи, поэтому адвокат должен заботиться об устранении всего, что препятствует мировому соглашению. Однако, считает эксперт, зачастую таким препятствием выступает сам защитник, ведущий консультационную беседу.
По его мнению, проблема в том, что мировое соглашение – это всегда результат переговоров, а переговоры, в отличие от процессуальной помощи, никак не регламентируются. «Если адвокат не видит возможности провести переговоры от имени доверителя, он, к сожалению, может и не рассказать, что проблему можно постараться решить мирным путем. На мой взгляд, это нарушение профессионального долга», – уточнил Сергей Макаров. Он исходит из того, что в рамках консультации адвокат должен сообщить обратившемуся лицу обо всех имеющихся возможностях решения его проблемы и перечислить последствия.
Подробно остановился лектор на ст. 11 КПЭА, в соответствии с которой адвокат не вправе быть советником, защитником или представителем нескольких сторон в одном деле, чьи интересы противоречат друг другу, а может лишь способствовать примирению сторон. По его мнению, здесь сложность в том, что норма сформулирована достаточно узко (нельзя помогать сразу обеим сторонам), и привел примеры из практики, иллюстрирующие проблемы, которые могут возникнуть в подобных случаях.
Сергей Макаров указал и на важные технические аспекты консультирования, в частности, в случае, когда на консультацию приходят сразу несколько человек. «Тут адвокату важно понять, пришел ли к нему за помощью один человек, а все остальные – группа поддержки, либо пришло несколько человек, объединенных одной юридической проблемой, и они вместе хотят проконсультироваться». По его словам, в каждом из этих вариантов есть свои нюансы.
Так, в ситуации, когда приходит один доверитель с группой поддержки, технический аспект заключается в том, что родственники, друзья или знакомые не имеют прямой заинтересованности в обсуждении между доверителем и адвокатом. При этом они нередко выражают много отрицательных эмоций, что мешает адвокату сосредоточиться. Кроме того, нельзя исключать юридический аспект, связанный с адвокатской тайной. «Необходимо хотя бы устное согласие доверителя на их присутствие», – пояснил эксперт.
В ситуации, когда приходит сразу несколько доверителей с одной проблемой, адвокат должен предложить им определиться, кто будет основным докладчиком, а кто – содокладчиком. «При таком подходе адвокат выслушает всех, но при этом они будут говорить по очереди и первыми выступят те, кто более полно знаком с проблемой, а остальные внесут свои дополнения. В этом случае люди не будут перебивать друг друга, что поможет адвокату лучше сосредоточиться и уловить главные моменты, повысив тем самым качество консультации», – уверен адвокат. Юридический аспект здесь заключается в том, что между интересами присутствующих людей либо уже на данном этапе есть противоречия, либо они могут возникнуть в будущем по мере развития ситуации. «Указав на это, адвокат должен предложить заявителям два варианта: он или продолжает консультировать всех сразу, или останавливает консультацию. Если он начнет консультировать их по одному, то это будет нарушение рассмотренной ст. 11 КПЭА, что недопустимо», – подчеркнул Сергей Макаров.
Еще один технический аспект связан с вопросом, имеет ли право адвокат вмешиваться, если видит, что его коллега дает неверную консультацию. В этом случае вмешиваться необходимо, но при соблюдении двух условий. Во-первых, это вмешательство должно происходить не в присутствии доверителя. Во-вторых, обозначать ошибку необходимо тактично.
В заключение Сергей Макаров рассказал об особенностях устного консультирования.