Лента новостей
Регулирование юридической профессии нуждается в конкретизации
В целях обмена опытом и совершенствования тактических приемов
В ФПА обсудили развитие и популяризацию института медиации
Фото о событии
Мнения
Дополнительное вдохновение для важной работы в сфере оказания БЮП
Интервью
Грани профессионального мастерства
Основания для оптимизма
16 мая в рамках VIII ПМЮФ прошла традиционная международная конференция ФПА РФ «Регулирование адвокатской деятельности: внутренние и внешние аспекты»
Руководители и представители адвокатских сообществ Германии, Франции, Швейцарии, Великобритании, Китая, Казахстана рассказали о регулировании адвокатской деятельности и адвокатуры в своих странах, сосредоточив внимание на тех аспектах, которые для российских коллег особенно важны в связи с подготовкой Минюстом России проекта Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи. К ним относятся: объединение адвокатов и практикующих юристов в адвокатской корпорации, пределы «адвокатской монополии» на судебное представительство, возможность адвокатской практики в коммерческих организационно-правовых формах, деятельность международных юридических фирм. В конференции участвовал заместитель министра юстиции РФ Денис Новак, модераторами выступили президент ФПА РФ Юрий Пилипенко и статс-секретарь – заместитель президента ФПА РФ Константин Добрынин.
Приветствуя участников и гостей конференции, президент ФПА РФ Юрий Пилипенко заметил, что реформа юридической профессии обсуждается уже седьмой год. Константин Добрынин добавил, что все же начинает испытывать «осторожный оптимизм», поскольку на пленарном заседании VIII Петербургского международного юридического форума Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев упомянул о том, что проект Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи подготовлен в целях повышения уровня правовой защиты Минюстом России.
Германия
Президент Федеральной палаты адвокатов Германии Эккехарт Шефер рассказал о том, на какие сферы в Германии распространяется «адвокатская монополия» на судебное представительство, а также об использовании организационно-правовых форм коммерческих юридических лиц для ведения адвокатской деятельности.
Прежде всего, он отметил, что «адвокатская монополия» на судебное представительство в Германии введена в интересах граждан, так как обеспечивает высокое качество правовой помощи. Но она не является абсолютной. Представительство адвоката обязательно в гражданских федеральных судах всех инстанций и в земельных судах при цене иска более 5001 евро. В уголовном судопроизводстве защитником может быть только адвокат, в предусмотренных законом случаях он назначается государством.
Перечислив типичные формы совместного осуществления деятельности адвокатами в Германии – товарищество (общество гражданского права), партнерство, партнерство с ограниченной профессиональной ответственностью, ООО, акционерное общество, Эккехарт Шефер сказал, что все они эффективны и дают возможность организовать практику в интересах адвокатов и их клиентов. По состоянию на 1 января 2017 г. в Германии насчитывалось 825 адвокатских ООО, 24 адвокатских АО и 5332 партнерства, из которых 1814 – партнерства с ограниченной профессиональной ответственностью.
В Германии необходимо страхование риска профессиональной имущественной ответственности адвокатов. В адвокатских ООО предусмотрена только ответственность перед клиентами за счет общего имущества, а не личная ответственность участников ООО и ведущего дело адвоката. Обязательно страхование общества на сумму 2,5 млн евро и адвоката – на сумму 25 000 евро.
Уставный капитал ООО должен составлять 25 000 евро. Объектом налогообложения является само общество, также облагаются налогом выплаты участникам со стороны общества. Адвокатские ООО обязаны публиковать данные о своей деятельности, в том числе о доходах и об уплате налогов.
Для акционерных обществ установлены аналогичные правила, но есть две особенности: уставный капитал адвокатского АО должен составлять 50 000 евро, и в обществе необходим наблюдательный совет.
Франция
Президент Национального совета адвокатских палат Франции Кристиан Фераль-Шуль и президент Парижской коллегии адвокатов Мари Эми Пейрон сообщили, как во Франции происходило объединение адвокатов и юридических консультантов в рамках адвокатуры. Оно стало возможным благодаря закону от 31 декабря 1990 г., положившему начало постепенному слиянию двух профессий. Этому процессу способствовали наличие общего этического кодекса и то обстоятельство, что значительное число адвокатов занимались правовым сопровождением деятельности компаний.
Объединение состоялось в 1971 г., когда был принят закон, согласно которому адвокаты и юристы, выступавшие представителями в коммерческих судах (кроме корпоративных юристов), составили единую адвокатскую профессию. Затем была введена норма о монополии адвокатов на представительство в суде, установившая вместе с тем ряд исключений: корпоративные юристы вправе представлять интересы своих компаний в коммерческих судах; лица, не являющиеся адвокатами, могут быть представителями в судах первой инстанции и в трудовых судах.
«Мы рады возможности поделиться опытом, ведь мы можем добиться большого прогресса, если будем учиться друг у друга, – сказала Кристиан Фераль-Шуль. – Монополия адвокатов является требованием, естественным в правовом государстве, где граждане и организации должны получать квалифицированную юридическую помощь».
К гарантиям качества помощи, предоставляемой адвокатами, помимо солидного юридического образования она отнесла обязанность повышать квалификацию (во Франции адвокату необходимо проходить дополнительное профессиональное обучение в течение 20 часов в год), правила профессиональной этики, дисциплинарную ответственность и страхование риска профессиональной ответственности.
По мнению Кристиан Фераль-Шуль, все эти факторы обеспечивают для адвокатов доминирующие позиции на рынке юридических услуг, где конкуренция становится все более жесткой. Но для того чтобы ее выдерживать, адвокатам необходимо активно внедрять в свою деятельность новые технологии, которые уже успешно используются представителями других юридических профессий, например нотариусами. «Нам надо подумать, как эти новые инструменты работают, как могут помочь нам, адвокатам», – считает Кристиан Фераль-Шуль.
Она рассказала, что во Франции уже работает интернет-платформа, с помощью которой адвокаты проводят дистанционное консультирование, а граждане могут найти адвоката. «Эта платформа соответствует всем этическим требованиям и позволяет нам быть в русле новых технологий. Нам надо по-новому подходить к профессии, чтобы она не осталась в двадцатом веке. Адвокаты должны проявлять активность и адаптироваться к изменяющемуся миру», – заключила президент Национального совета адвокатских палат Франции.
Китай
Применения новых технологий в юридической профессии коснулся и председатель Всекитайского общества адвокатов Джанг Мингки. По его словам, в последние годы в Китае появилось осознание того, что интернет и новые технологии «продвигают и стимулируют строительство правового государства, в том числе судебной власти». Но их проникновение во все сферы жизни общества вызывает и проблемы, прежде всего в области защиты персональных данных и другой информации, содержащейся на электронных носителях. Кроме того, много вопросов связано с получением и использованием электронных доказательств. Сложность представляет, например, вопрос о том, может ли быть использован в качестве доказательства результат анализа массива электронных данных. «Новая эпоха уже наступила, мы должны реагировать на вызовы и вносить большой вклад в строительство правового государства», – считает председатель Всекитайского общества адвокатов.
Швейцария
Урс Хэги, президент Федеральной палаты адвокатов Швейцарии, среди требований допуска к адвокатской профессии назвал наличие юридического образования, полученного в университете Швейцарии или государства, дипломы которого в ней признаются, а также стажировку в адвокатском образовании в течение года, отсутствие привлечения к уголовной ответственности. Контроль за деятельностью адвокатов производят комиссии в кантонах, в их состав наряду с адвокатами входят судьи. По мнению Урса Хэги, контроль за адвокатской деятельностью должен быть независимым и производиться в первую очередь адвокатами.
Говоря о характере адвокатской деятельности в Швейцарии, Урс Хэги пояснил, что согласно конституции этого государства свобода экономической деятельности является частью основных свобод. Право на свободу экономической деятельности имеет каждый, и все виды деятельности рассматриваются как предпринимательские. «Нужно ли налогообложение адвокатской деятельности организовывать так же, как налогообложение предпринимателей?» – задается вопросом Урс Хэги. Налоговая нагрузка на швейцарских адвокатов составляет от 25 до 45 процентов их дохода, четверть этого бремени приходится на федеральный налог. Кроме того, адвокаты уплачивают взносы в социальные фонды.
Казахстан
Председатель Республиканской коллегии адвокатов Республики Казахстан Ануар Тугел рассказал о планируемой реформе института адвокатуры в Казахстане. Концепцию реформирования Министерство юстиции разработало в течение трех месяцев, в октябре 2017 г. в парламент был внесен законопроект, в марте 2018 г. он прошел первое чтение. По словам Ануара Тугела, некоторые положения этого документа адвокаты поддерживают, но отдельные нормы вызывают у них серьезные возражения, потому что посягают на основополагающие принципы адвокатуры.
«Разрабатывая законопроект, Минюст указывал на дефицит адвокатов, низкое качество их работы, неспособность самостоятельно регулировать свою деятельность без контроля со стороны государства, – говорит Ануар Тугел. – Законопроект предлагает создание двух параллельных институтов оказания юридической помощи – адвокатов и юридических консультантов. Это приведет к размыванию института адвокатуры, такая концепция была подвергнута критике со стороны депутатского корпуса. Необходимо создание единой корпорации на базе адвокатуры».
По мнению авторов реформы, основной проблемой является дефицит адвокатов в Казахстане, вызванный наличием высоких вступительных взносов в коллегии, сообщил Ануар Тугел. Но если отменить вступительные взносы, то коллегии могут столкнуться с проблемами при обеспечении адвокатам условий для работы, поэтому адвокатура предлагает ввести норму об уплате взносов на добровольной основе.
Мнения авторов законопроекта и адвокатов расходятся также в вопросе повышения качества юридической помощи: Минюст предлагает утверждение стандартов, ужесточение дисциплинарной ответственности, расширение оснований для лишения статуса адвоката, адвокатура – создание центров повышения квалификации, развитие законодательства. Одним из ключевых разногласий Ануар Тугел назвал вопрос о составе дисциплинарных комиссий, в которые Минюст намерен включить своих представителей, а также судей в отставке: «Мы считаем, что дисциплинарные комиссии должны формироваться только из адвокатов, но можем согласиться на компромисс – включение в них представителей общественности».
К достоинствам готовящейся реформы Ануар Тугел отнес, в частности, предложение Минюста создать для адвокатуры информационную систему, позволяющую автоматизировать в том числе составление отчетности и распределение дел по назначению. «Мы решили пойти дальше – обеспечить интеграцию этой системы с государственными базами данных, информационными системами судов. Со временем в нашу систему будет включен информационный портал, где мы станем публиковать обзоры адвокатской практики и изменений в законодательстве».
Адвокатура Казахстана делает все возможное для того, чтобы при внесении поправок в законопроект сохранить свои позиции, говорит председатель Республиканской коллегии адвокатов.
Великобритания
Сергей Островский, партнер Ashurst LLP, представляющий Общество солиситоров Англии и Уэльса, рассказал о том, что сектор юридических услуг в этой юрисдикции Великобритании ежегодно приносит экономике страны доход в 26 млрд фунтов. В этом секторе занято 380 тысяч человек. В Англии и Уэльсе практически нет ограничений в отношении деятельности иностранных и международных юридических фирм. Для того чтобы вести практику самостоятельно или совместно с солиситором, иностранный юрист должен просто зарегистрироваться в специальном реестре. «В нашем юридическом сообществе есть и русские, и итальянцы. Мы с нашими зарубежными коллегами работаем вместе, создаем международное сообщество профессионалов, и я горд тем, что вхожу в мировую сеть», – говорит Сергей Островский.
Россия
Заместитель министра юстиции РФ Денис Новак, под руководством которого подготовлен и сейчас дорабатывается опубликованный 24 октября проект Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи, подчеркнул, что главной задачей предстоящей реформы является повышение уровня защиты прав и свобод, поэтому изменения станут возможными только тогда, когда появится убежденность, что они пойдут на пользу гражданам.
«Опыт тех стран, где такой путь был пройден, придает оптимизм. Учитывая лучшую практику наших коллег, мы будем работать в этом направлении, – сказал он. – Наряду с подготовкой глобальной реформы юридической профессии мы продолжим работать над укреплением гарантий адвокатской деятельности – совершенствованием уголовно-процессуального законодательства, законодательства об адвокатуре». Среди направлений совершенствования законодательства заместитель министра назвал усиление защиты адвокатской тайны, создание условий для более эффективной работы с адвокатскими запросами, увеличение размеров оплаты труда адвокатов, участвующих в судопроизводстве по назначению.
Президент ФПА РФ Юрий Пилипенко поблагодарил зарубежных гостей, поделившихся опытом регулирования адвокатской деятельности и адвокатуры. «По каждому выступлению можно было бы открыть подробную дискуссию. Те, кто ушел дальше нас, сказали, что не надо ничего бояться, и это признание коллег дорогого стоит».