Лента новостей

28 марта 2023 г.
Важный и необходимый законопроект
Вице-президент ФПА РФ Алексей Галоганов и первый вице-президент АП Владимирской области Олег Денисов приняли участие в обсуждении изменений в закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»
28 марта 2023 г.
Коллеги должны знать, как себя вести
28 марта состоялся очередной вебинар для членов комиссий по защите прав адвокатов адвокатских палат субъектов РФ

Мнения

Сергей Гусев
29 марта 2023 г.
ИИ дает ответы, но решение оставляет за адвокатами
Искусственный интеллект назвал плюсы и минусы ношения адвокатской мантии

Интервью

«Без перемен в судебной системе повышение роли адвокатуры невозможно»
10 марта 2023 г.
Светлана Володина
«Без перемен в судебной системе повышение роли адвокатуры невозможно»
Интервью президента ФПА РФ Светланы Володиной журналу «Закон»

Оплата по назначению

5 августа 2015 г. 14:40

ВС РФ отказал адвокату, пытавшемуся оспорить норму Порядка расчета вознаграждения защитников по назначению


Верховный Суд РФ отказал в удовлетворении апелляционной жалобы адвокату АП Республики Башкортостан Сергею Сухочеву, который добивался признания недействительной нормы, содержащейся в Порядке расчета вознаграждения адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, в зависимости от сложности уголовного дела.

Согласно оспариваемому положению, с учетом степени сложности уголовного дела органы дознания, органы предварительного следствия или суд в случае предъявления обвинения по трем или более инкриминируемым преступлениям устанавливают размер вознаграждения адвоката за один день участия в качестве защитника в уголовном судопроизводстве в сумме 980 рублей, за один день участия, являющийся нерабочим праздничным или выходным днем, а также в ночное время – в сумме 1960 рублей.

Сергей Сухочев обратился в ВС РФ о признании недействительной данной нормы в части, исключающей возможность расчета вознаграждения адвоката исходя из размеров, предусмотренных данной нормой, за участие в уголовном судопроизводстве до момента предъявления обвинения по трем и более инкриминируемым преступлениям, а также в случае изменения объема обвинения с трех и более инкриминируемых преступлений до менее трех. По мнению адвоката, данная норма противоречит ч. 5 ст. 50 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, п. 8 ст. 25 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Закон об адвокатуре), абз. 5 п. 1 Постановления Правительства РФ от 4 июля 2003 г. № 400 «О размере вознаграждения адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда».

10 февраля 2015 г. ВС РФ вынес решение об отказе в удовлетворении заявления адвоката, после чего защитник обжаловал данное решение. В обоснование жалобы Сухочев указал, что «размер вознаграждения адвоката за участие в качестве защитника в уголовном судопроизводстве в соответствии с абзацем третьим подпункта 2 пункта 5 Порядка устанавливается в размерах, предусмотренных данным подпунктом, в случае предъявления обвинения по трем и более инкриминируемым преступлениям, ввиду этого оспариваемая норма не позволяет определять размер вознаграждения адвоката за участие в качестве защитника в уголовном судопроизводстве в том же размере по трем и более инкриминируемым преступлениям до момента предъявления обвинения по трем и более преступлениям». Также, по мнению защитника, оспариваемое положение неправомерно ограничивает размер вознаграждения адвоката за участие в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по трем и более инкриминируемым преступлениям с момента изменения объема обвинения с трех и более преступлений до менее трех.

Однако Апелляционная коллегия ВС РФ поддержала решение первой инстанции. В своем решении ВС РФ указал, что «довод заявителя в апелляционной жалобе о том, что при определении сложности уголовного дела Порядок в оспариваемой части неправомерно предписывает учитывать количество преступлений, по которым обвинение предъявлено, а не количество вменяемых преступлений, несостоятелен, поскольку данные понятия являются взаимозаменяемыми, несущими одинаковую смысловую нагрузку, выражения “вменить лицу что-либо в вину (вменить преступление)” и “предъявить лицу обвинение в преступлении” тождественны».

Кроме того, по мнению ВС РФ, «выводы суда первой инстанции согласуются также с правовой позицией, изложенной во вступившем в законную силу решении Верховного Суда Российской Федерации от 28 марта 2011 г. № ГКПИ11-194, которым была проверена законность подпункта 2 пункта 3 Порядка расчета оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, в зависимости от сложности уголовного дела, утвержденного приказом Минюста России и Минфина России от 15 октября 2007 г. № 199/87н (утратил силу в связи с изданием Порядка), содержавшего аналогичную оспариваемой норму».

С решением Апелляционной коллегии ВС РФ можно ознакомиться здесь.
Поделиться